Непрерывная образовательная
деятельность по экологическому воспитанию
(подготовительная группа)
«Как люди речку обидели»
Выполнила: Тарасович О.В.
Воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 10»
Дальнереченский городской округ.
г.Дальнереченск 2019
Пояснительная записка
Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по экологическому вопитанию детей.
Тарасович Оксана Викторовна
Воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 10»
г . Дальнереченск
т. 89244260936
тема: непрерывная образовательная деятельность «Как люди речку обидели». Подготовительная группа.
Цель:
Формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе . развивать навыки экологически правильного поведения на водоемах. Показать красоту и ранимость природы, зависимость состояния водоемов от отношения людей. Помочь понять необходимость бережного к ним отношения.
Задачи приоритетной образовательной области:
Продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды. Учить правилам поведения в природе. Учить работать в группе. Учить экологической культуре.
Задачи образовательных областей в интеграции:
«Речевое развитие»-развивать речь детей, учить рассуждать, аргументировать рассуждения ,учить отвечать полными предложениями. Развивать коммуникативные способности. «Физическое развитие»- развивать двигательную активность , мелкую и общую моторику.
«Познавательное развитие» -побуждать к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развивать логику, мышление. Формировать у детей более глубокие , разносторонние знания , целостное представление о мире.
Предполагаемый результат:
Сформированность мотивации к познанию и творчеству. Владение навыками экологически культурного поведения в природе. Повышение уровня общей и экологической культуры, рост социальной активности и ответственности.
Предпосылки универсальных учебных действий:
Формирование экологически правильной внутренней позиции будущего школьника, правильного определения направления в развитии стремления культурного отношения к природе.
Способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами.
Способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных экологически правильных норм и правил.
Умение видеть результат своей деятельности.
Предварительная работа:
Беседа «Что такое мусор?»
Беседа «Какой вред может нанести мусор природе?»
Наблюдение на улице и дома.
Просмотр презентаций.
Рисование на тему «Защитим природу»
Рисование на тему «Не засоряй водоемы»
Словарная работа:
Речка посерела, бытовой мусор, фильтры, природоохранные знаки.
Современные педагогические технологии:
- развивающее обучение.
- проблемное обучение.
-коллективная система обучения.
- исследовательские методы обучения.
-проектные методы обучения.
- технология использования в обучении игровых методов.
- обучение в сотрудничестве.
Оборудование для педагога:
- мультимедийная установка.
- презентация к рассказу «Как люди речку обидели».
Оборудование для детей:
- стаканчики с чистой и грязной водой.
- пустые стаканчики с фильтровальной бумагой.
- воронки.
- природоохранные знаки.
Цель: формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе, прививать детям навыки экологически грамотного поведения на водоемах. Вызвать у них эмоциональное отношение к рекам. Показать красоту и ранимость природы, зависимость состояния водоемов от отношения людей. Помочь понять необходимость бережного к ним отношения.
Оборудование и материал:
1) Презентация к рассказу «Как люди речку обидели»;
2) Стаканчики с чистой и грязной водой;
3) Пустые стаканчики с фильтровальной бумагой;
4) Воронки;
5) Природоохранные знаки.
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, учить правилам поведения в природе, учить рассуждать, аргументировать рассуждения, умение эксперементировать. Закрепить умение отвечать полными предложениями. Учить работать группой.
Развивающие: развивать речь детей, дружеские взаимоотношения.
Развивать общую и мелкую моторику, развивать произвольное внимание.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, воспитывать экологическую культуру, умение соблюдать чистоту в природе.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Вступление:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик в роднике
А широкий в море. (река)
Воспитатель: Как вы догадались, что это река?
Дети:
Дрожит на ветерке – волны, рябь воды
Лента на просторе - река длинная как лента.
Узкий кончик в роднике - берет свое начало в роднике.
А широкий в море – впадает в море.
Воспитатель: Как образуется река?
Дети: Река образуется из маленьких ручейков, родников. Они собираются вместе. Маленькие реки впадают в большие. А большие реки впадают в море.
Воспитатель: Как называются реки нашего города?
Дети: Одна река Малиновка. Вторая река – Большая Уссурка.
Воспитатель: Кто из вас отдыхал на реке? (ответы детей)
Воспитатель: А что вы делали во время отдыха?
Дети: Купались, загорали, играли в мяч, кушали и т.д.
Воспитатель: А с кем вы отдыхали на реке?
Дети: С мамой, с папой, с сестрой, с братом.
Воспитатель: Любите ли вы отдыхать на реке?
Дети: да, любим.
Воспитатель: А вы брали с собой еду?
Дети: Да, брали.
Воспитатель: А куда вы дели мусор?
Дети: Унесли, оставили на берегу, бросили в кусты, в яму, сожгли.
Воспитатель: Дети, на реке любят отдыхать все, но не все знают, как правильно себя вести. Надо отдыхать так, чтобы Река на нас не обиделась, чтобы она всегда была чистой и любила людей.
Основная часть:
Воспитатель: Я сейчас прочитаю вам рассказ о том, как люди обидели речку. (Чтение рассказа сопровождается презентацией).
«Как люди речку обидели»
Жила – была голубая речка с чистой прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости.
«Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, ко мне прилетают птицы, на берегу живут стрекозы, бабочки, жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду Вам рада!» - говорила Река.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых цветов, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя притащил из реки много ракушек, разбросали их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому что он не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.
Когда семья собралась уходить домой, папа вымыл машину в реке, потом выбросил все пустые банки в реку, мама спрятала в кустах грязные бумаги и пакеты. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Когда гости ушли, голубая река посерела, стала грустной и больше никогда и никого не звала к себе в гости.
Воспитатель: Какой была речка до прихода людей?
Дети: Чистой, прозрачной, веселой и красивой и звала всех к себе в гости.
Воспитатель: Кто пришел отдыхать на речку?
Дети: Семья: папа, мама и Костя.
Воспитатель: Как семья обидела речку и ее жителей?
Дети: Мама нарвала букет цветов, который увял, а мусор бросила в кусты. Папа выбросил банки в речку, помыл машину в реке. Костя доставал и разбрасывал ракушки по берегу, раздавил жука и лягушку.
Воспитатель: почему река посерела и погрустнела после ухода семьи?
Дети: реке было обидно за себя и своих жителей, за беспорядок.
Воспитатель: почему нельзя бросать в реку мусор?
Дети: дно засоряется, могут погибнуть рыбы, раки.
Воспитатель: Что бы вы сделали на месте Кости?
Дети: не разбрасывали ракушки, не давили жуков и лягушек, вели бы себя хорошо.
Физминутка:
Как на речке две лягушки
Две зеленые подружки
Утром рано умывались
Полотенцем растирались
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет,
Всем, друзья, физкульт привет!
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что семья обидела речку не потому, что хотели, а просто не знала правила поведения на отдыхе и не задумывалась над тем, что к реке надо бережно относиться.
Рассматривание природоохранных знаков:
ü Не разоряй птичьи гнезда
ü Не разбрасывай мусор
ü Не рви цветы
ü Нельзя мыть машину на реке
ü Нельзя ловить лягушек и жуков
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли эти знаки поместить в местах отдыха людей, помогут ли они сберечь природу?
Дети: да, эти знаки будут напоминать людям правила поведения в природе. И тогда берега рек и озер будут чистыми.
Воспитатель: Если люди будут знать, что речку нельзя обижать, то реки на земле будут всегда голубыми.
Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Если можно хлопни, если нет – то топни».
Если я приду в лесок и сорву ромашку (топают)
Если съем я пирожок выброшу бумажку (топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду (топают)
Если сильно насорю, а убрать забуду (топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек (хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю (хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю (хлопают)
Воспитатель: Молодцы вы знаете правила поведения на природе.
А теперь я предлагаю вам провести исследовательскую работу (дети подходят к столам). Нужно сравнить воду в двух стаканчиках. В одном чистая вода, а во втором грязная.
Воспитатель : в какой воде могут жить рыбы, раки?
Дети: в чистой , в грязной они погибнут.
Воспитатель: Чтобы вода стала чистой, ее нужно очистить с помощью фильтра.
Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик. В процессе очистки воды, чистую воду сливаем в трех литровую банку, чтобы потом отдать ее реке.
Воспитатель: благодаря вашим усилиям речка выздоровит. Мы с вами через маленький фильтр очищали воду, а есть большие специальные фильтры, которые очищают воду, текущую в речку с заводов. Фильтры очищают грязную воду, и реки не будут загрязняться.
А если все будут относиться к природе бережно, то речка всегда будет рада видеть у себя в гостях людей.
Подведение итогов:
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили с вами? Какие правила поведения на водоемах вы запомнили?
Расскажите об этих правилах своим друзьям и родным. Пусть наши реки всегда будут голубыми.