Глазкова Ольга Николаевна - воспитатель
МБДОУ №162 "Сказка" г. Ульяновск
Статья "Значение игр в познании окружающего мира".
Предметный мир имеет особое значение в развитии
дошкольников. Задача педагога – помочь им войти в этот мир,
научиться ориентироваться в его многообразии, использовать
предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное к
ним отношение.
Главным условием воспитания у дошкольников ценностного
отношения к предметному миру является системный характер
представлений о предмете. Важно раскрыть сущность предмета – его назначение,
зависимость конструкции, строения и материала из которого
сделан предмет. Комплекс этих признаков помогает ребёнку
научиться различать и называть сходные предметы, например
кресло и стул, халат и платье. Системный характер представлений о
предметном мире способствует освоению детьми и родовых
понятий ( мебель, транспорт, посуда, овощи и т. д )
Проводя эту работу воспитатель использует повседневные
житейские ситуации и конструирует специальные образовательные
ситуации для знакомства детей с предметами, их назначением
способами использования. Такую же работу могут проводить и
родители дома со своими детьми. Д ля знакомства с предметным
миром целесообразен специальный дидактический материал,
моделирующий предметы посуды, одежды, мебели у которых нет
той или иной части или которые сделаны из неподходящего
материала и поэтому непригодны для использования по
назначению (у чашки нет ручки, а иголка сделана из бумаги, у
стульчика сломана ножка и т. д.). Дети эмоционально реагируют на
такие ситуации, активно объясняют их и помогают игровому
персонажу , например, купить в магазине нужный ему предмет
(новую чашку) или отремонтировать предмет (стул).
Интегрируя игровую ситуацию и познавательную деятельность,
педагог (или родитель) создаёт проблемные ситуации для
знакомства малышей с материалами. Так, развивая сюжет ролевой
игры, он предлагает слепить пирожки для угощения куклы. Дети
находят в игрушечном холодильнике тесто – сухие комочки глины
или пластилина, или солёное тесто т.е. тот материал, с которым в
этот день запланировано их познакомить. Попытка вылепить
пирожки позволяет им осознать, что у них не получается. Проводя
различные обследования и исследования дети стараются сделать
данный материал пригодным для лепки ( намочить, растереть,
размять, разогреть и т. д ).
Программа для младших дошкольников предполагает
знакомство с видовыми понятиями на основе выделения
существенных признаков. В этих целях используется система
дидактических игр на классификацию: « Оденем куклу на
прогулку», « Мебельный магазин», « Гости пришли» и т. д. Дети в
этих играх оперируют с наборами предметов и картинок,
включающих предметы одного вида, различающиеся по
несущественным признакам, и близких видов.
Так, в одном из вариантов игры « Магазин» на полках с посудой
стоят стаканы, чашки чайник, кофейник, сахарница. Дети по
очереди исполняют роль продавца, а педагог озвучивает игровых
персонажей, пришедших за покупками, например: , «Мне нужны
жёлтые чашки», или « Покажите, пожалуйста ,мне вон тот красный
чайник. Как – нет! А что же стоит на верхней полочке? Кофейник?
А какого цвета у вас чайники? Зелёные? Тогда возьмём зелёные»
И т.д. Хорошо и мамам поиграть в такие игры со своими ребятками.
Это обучает ребят и сближает вас.