Комогорова Светлана Владимировна
Д/С "Колосок" МБОУ "Лицей №1 Брянского района"
Брянская обл., Брянский р-н, д.Добрунь
Воспитатель
Парциальная программа
Обучение грамоте детей 5-7 лет
Маханева М.Д., Гоголева Н.А, Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – 2-е издание., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 96с. (Библиотека современного детского сада)
Пояснительная записка
Развитие речи ребенка – это главная приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Чтение – один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию , понимать информацию записанную тем или иным способом, воспроизводить ее.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к обучению в школе. По утверждению А.Н. Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5-7 лет, т.к. в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сензитивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации процесса в ДОУ.
Программа разработана на основе методического пособия Обучение грамоте детей 5-7 лет, Маханева М.Д., Гоголева Н.А, Цыбирева Л.В.
Обучение грамоте предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. В то же время проводится целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звук- и слов- произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, грамотно формулировать ответы на вопросы и т. п. в результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Программой поддерживается принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.
Цель: комплексная подготовка к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовка их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению
Целевые ориентиры: преемственность дошкольного и начального школьного образования; формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Задачи:
Развивающие:
- · Развивать желание читать;
- · Развивать потребность в грамотности;
- · Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.
Обучающие:
- · Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
- · Прививать любовь к книге;
- · Обогащать словарный запас и развивать речь;
- · Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
Воспитательные:
- · Воспитывать любовь и уважение к книге;
- · Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
Направления работы:
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Условия реализации программы:
- · Реализуется в учебной и игровой деятельности;
- · Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (25 мин.) Общее количество часов – 36. Форма организации образовательного процесса – групповая.
Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления и повторения. Во время занятия широко применяются игровые методы. Направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, при ее выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.
Ожидаемые результаты:
- · Дети умеют чисто и правильно произносить звуки родного языка;
- · Умеют различать понятия «звук» и «буква»
- · Дети знают буквы русского алфавита, умеют их передавать графически;
- · Осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства;
- · Определяют место звука в слове;
- · Умеют делить слова на слоги;
- · Умеют работать в тетради в клетку, соблюдают требования печатного письма.
Тематическое планирование занятий
№ занятия |
Тема |
Развитие фонематического слуха |
Развитие и укрепление мелкой моторики пальцев рук |
Мир звуков. Звуки речи |
Повторение понятий «звук», «звуки речи» |
Повторение названий пальцев рук. Игра «Гребешок» |
|
Гласный звук а , буква А, а |
Выделение звука а в слове. Понятие: гласный (свободный) звук |
Правила пользования карандашом, ручкой. Штриховка и письмо печатной буквыА, а. Игра «Домик» |
|
Гласный звук а , буква А, а |
Выделение звука а в слове. Понятие: гласный (свободный) звук |
Правила пользования карандашом, ручкой. Штриховка и письмо печатной буквы А, а. игра «Домик» |
|
Гласный звук о , буква О, о |
Выделение звука о в слове. Определение звука о в слове |
Упражнение в правильном пользовании карандашом. Штриховка и письмо печатной буквы О, о. Обводка по контуру |
|
Гласный звук о , буква О, о |
Выделение звука о в слове. Определение звука о в слове |
Упражнение в правильном пользовании карандашом. Штриховка и письмо печатной буквы О, о. Обводка по контуру |
|
Гласный звук ы, буква ы |
Выделение звука ы в слове. Определение количества звуков в слове |
Штриховка и письмо печатной буквы ы. Обводка рисунка по контуру. Игра «Лесенка» |
|
Гласный звук ы, буква ы |
Выделение звука ы в слове. Определение количества звуков в слове |
Штриховка и письмо печатной буквы ы. Обводка рисунка по контуру. Игра «Лесенка» |
|
Гласный звук и , буква И, и |
Определение и обозначение гласных звуков а, о, ы, и. определение количества звуков в слове |
Штриховка и письмо печатной буквы И, и. обводка рисунка сверху вниз. Игры «Шарик», «Домик» |
|
Гласный звук и , буква И, и |
Определение и обозначение гласных звуков а, о, ы, и. определение количества звуков в слове |
Штриховка и письмо печатной буквы И, и. Обводка рисунка сверху вниз. Игры «Шарик», «Домик» |
|
Гласный звук у , буква У, у |
Узнавание слова по количеству звуков |
Штриховка и письмо печатной буквы У, у. обводка по контуру. Игра «Петушок» |
|
Гласный звук у , буква У, у |
Узнавание слова по количеству звуков |
Штриховка и письмо печатной буквы У, у. Обводка по контуру. Игра «Петушок» |
|
Согласные звуки н, н, буква Н, н |
Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков н, н в слове. |
Штриховка и письмо печатной буквы Н, н. Обводка по контуру |
|
Согласные звуки н, н, буква Н, н |
Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков н, н в слове. |
Штриховка и письмо печатной буквы Н, н. Обводка по контуру |
|
Согласные звуки н, н, буква Н, н |
Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков н, н в слове. |
Штриховка и письмо печатной буквы Н, н. Обводка по контуру |
|
Согласные звуки м, м, буква М, м |
Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков м, м |
Штриховка и письмо печатной буквы М, м. Обводка рисунка по контуру |
|
Согласные звуки м, м, буква М, м |
Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков м, м |
Штриховка и письмо печатной буквы М, м. Обводка рисунка по контуру |
|
Согласные звуки м, м, буква М, м |
Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков м, м |
Штриховка и письмо печатной буквы М, м. Обводка рисунка по контуру |
|
Согласные звуки т, т, букваТ, т |
Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных по артикуляции, игра «Мешочек-коробочка» |
Штриховка и письмо печатной буквыТ, т. Игра «Мешочек-коробочка» |
|
Согласные звуки т, т, буква Т, т |
Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных по артикуляции, игра «Мешочек-коробочка» |
Штриховка и письмо печатной буквы Т, т. Игра «Мешочек-коробочка» |
|
Согласные звуки т, т, буква Т, т |
Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных по артикуляции, игра «Мешочек-коробочка» |
Штриховка и письмо печатной буквы Т, т. Игра «Мешочек-коробочка» |
|
Согласные звуки к, к, букваК, к |
Выбор слов по количеству звуков. Упражнение в определении твердости-мягкости согласных звуков к. к. обозначение звуков слова условными знаками |
Штриховка и письмо печатной буквы К, к. Обводка рисунка по контуру |
|
Согласные звуки к, к, буква К, к |
Выбор слов по количеству звуков. Упражнение в определении твердости-мягкости согласных звуков к. к. обозначение звуков слова условными знаками |
Штриховка и письмо печатной буквы К, к. Обводка рисунка по контуру |
|
Согласные звуки к, к, буква К, к |
Выбор слов по количеству звуков. Упражнение в определении твердости-мягкости согласных звуков к. к. обозначение звуков слова условными знаками |
Штриховка и письмо печатной буквы К, к. Обводка рисунка по контуру |
|
Согласные звуки р, р, буква Р, р |
Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове. Упражнение в определении количества слогов. Выбор слова по заданной схеме. Самостоятельное определение количества звуков и их анализ в слове |
Штриховка и письмо печатной буквы Р, р. Обводка линий слева направо |
|
Согласные звуки р, р, буква Р, р |
Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове. Упражнение в определении количества слогов. Выбор слова по заданной схеме. Самостоятельное определение количества звуков и их анализ в слове |
Штриховка и письмо печатной буквы Р, р. Обводка линий слева направо |
|
Согласные звуки р, р, буква Р, р |
Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове. Упражнение в определении количества слогов. Выбор слова по заданной схеме. Самостоятельное определение количества звуков и их анализ в слове |
Штриховка и письмо печатной буквы Р, р. Обводка линий слева направо |
|
Согласные звуки л,л, буква Л,л |
Упражнение в определении звуков л, л в словах и слогах |
Штриховка и письмо печатной буквы Л,л. Обводка линий слева направо |
|
Согласные звуки л,л, буква Л,л |
Упражнение в определении звуков л, л в словах и слогах |
Штриховка и письмо печатной буквы Л,л. Обводка линий слева направо |
|
Согласные звуки л,л, буква Л,л |
Упражнение в определении звуков л, л в словах и слогах |
Штриховка и письмо печатной буквы Л,л. Обводка линий слева направо |
|
Закрепление и повторение пройденного материала |
|
|