Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5494 Парциальная программа Обучение грамоте детей 5-7 лет

Опубликовано 31.10.2019

Комогорова Светлана Владимировна
Д/С "Колосок" МБОУ "Лицей №1 Брянского района"
Брянская обл., Брянский р-н, д.Добрунь
Воспитатель

 

Парциальная программа

Обучение грамоте детей 5-7 лет

Маханева М.Д., Гоголева Н.А, Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – 2-е издание., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 96с. (Библиотека современного детского сада)

Пояснительная записка

Развитие речи ребенка – это главная приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Чтение – один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию , понимать информацию записанную тем или иным способом, воспроизводить ее.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью речевого развития. Оно  способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к обучению в школе. По утверждению А.Н. Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5-7 лет, т.к. в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сензитивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации процесса в ДОУ.

Программа разработана на основе методического пособия Обучение грамоте детей 5-7 лет, Маханева М.Д., Гоголева Н.А, Цыбирева Л.В.

Обучение грамоте предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. В то же время проводится целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звук- и слов- произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, грамотно формулировать ответы на вопросы и т. п. в результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение длительного времени  и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Программой поддерживается принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном детстве является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.

Цель: комплексная подготовка к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовка их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению

Целевые ориентиры: преемственность дошкольного и начального школьного образования; формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Задачи:

Развивающие:

  • · Развивать желание читать;
  • · Развивать потребность в грамотности;
  • · Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.

Обучающие:

  • · Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • · Прививать любовь к книге;
  • · Обогащать словарный запас и развивать речь;
    • · Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.

Воспитательные:

  • · Воспитывать любовь и уважение к книге;
  • · Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

Направления работы:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Условия реализации программы:

  • · Реализуется в учебной и игровой деятельности;
    • · Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (25 мин.) Общее количество часов – 36. Форма организации  образовательного процесса – групповая.

Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления и повторения. Во время занятия широко применяются  игровые методы. Направленные на повторение, уточнение  и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, при ее выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.

Ожидаемые результаты:

  • · Дети умеют чисто и правильно произносить звуки родного языка;
  • · Умеют различать понятия «звук» и «буква»
  • · Дети знают буквы русского алфавита, умеют их передавать графически;
  • · Осуществляют звуковой анализ слова, используя различные средства;
  • · Определяют место звука в слове;
  • · Умеют делить слова на слоги;
    • · Умеют работать в тетради в клетку, соблюдают требования печатного письма.

Тематическое планирование занятий

№ занятия

Тема

Развитие фонематического слуха

Развитие и укрепление мелкой моторики пальцев рук

  1.  

Мир звуков. Звуки речи

Повторение понятий «звук», «звуки речи»

Повторение названий пальцев рук. Игра «Гребешок»

  1.  

Гласный звук а , буква А, а

Выделение звука а в слове. Понятие: гласный (свободный) звук

Правила пользования карандашом, ручкой. Штриховка и письмо печатной буквыА, а. Игра «Домик»

  1.  

Гласный звук а , буква А, а

Выделение звука а в слове. Понятие: гласный (свободный) звук

Правила пользования карандашом, ручкой. Штриховка и письмо печатной буквы А, а. игра «Домик»

  1.  

Гласный звук о , буква О, о

Выделение звука о в слове. Определение звука о в слове

Упражнение в правильном пользовании карандашом. Штриховка и письмо печатной буквы О, о. Обводка по контуру

  1.  

Гласный звук о , буква О, о

Выделение звука о в слове. Определение звука о в слове

Упражнение в правильном пользовании карандашом. Штриховка и письмо печатной буквы О, о. Обводка по контуру

  1.  

Гласный звук ы, буква ы

Выделение звука ы в слове. Определение количества звуков в слове

Штриховка и письмо печатной буквы ы. Обводка рисунка по контуру. Игра «Лесенка»

  1.  

Гласный звук ы, буква ы

Выделение звука ы в слове. Определение количества звуков в слове

Штриховка и письмо печатной буквы ы. Обводка рисунка по контуру. Игра «Лесенка»

  1.  

Гласный звук и , буква И, и

Определение и обозначение гласных звуков а, о, ы, и. определение количества звуков в слове

Штриховка и письмо печатной буквы И, и. обводка рисунка сверху вниз. Игры «Шарик», «Домик»

  1.  

Гласный звук и , буква И, и

Определение и обозначение гласных звуков а, о, ы, и. определение количества звуков в слове

Штриховка и письмо печатной буквы И, и. Обводка рисунка сверху вниз. Игры «Шарик», «Домик»

 

Гласный звук у , буква У, у

Узнавание слова по количеству звуков

Штриховка и письмо печатной буквы У, у. обводка по контуру. Игра «Петушок»

 

Гласный звук у , буква У, у

Узнавание слова по количеству звуков

Штриховка и письмо печатной буквы У, у. Обводка по контуру. Игра «Петушок»

 

Согласные звуки н, н, буква Н, н

Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков н, н в слове.

Штриховка и письмо печатной буквы Н, н. Обводка по контуру

 

Согласные звуки н, н, буква Н, н

Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков н, н в слове.

Штриховка и письмо печатной буквы Н, н. Обводка по контуру

 

Согласные звуки н, н, буква Н, н

Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков н, н в слове.

Штриховка и письмо печатной буквы Н, н. Обводка по контуру

 

Согласные звуки м, м, буква М, м

Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков м, м

Штриховка и письмо печатной буквы М, м. Обводка рисунка по контуру

 

Согласные звуки м, м, буква М, м

Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков м, м

Штриховка и письмо печатной буквы М, м. Обводка рисунка по контуру

 

Согласные звуки м, м, буква М, м

Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков м, м

Штриховка и письмо печатной буквы М, м. Обводка рисунка по контуру

 

Согласные звуки т, т, букваТ, т

Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных по артикуляции, игра «Мешочек-коробочка»

Штриховка и письмо печатной буквыТ, т. Игра «Мешочек-коробочка»

 

Согласные звуки т, т, буква Т, т

Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных по артикуляции, игра «Мешочек-коробочка»

Штриховка и письмо печатной буквы Т, т. Игра «Мешочек-коробочка»

 

Согласные звуки т, т, буква Т, т

Определение гласных и согласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных по артикуляции, игра «Мешочек-коробочка»

Штриховка и письмо печатной буквы Т, т. Игра «Мешочек-коробочка»

 

Согласные звуки к, к, букваК, к

Выбор слов по количеству звуков. Упражнение в определении твердости-мягкости согласных звуков к. к. обозначение звуков слова условными знаками

Штриховка и письмо печатной буквы К, к. Обводка рисунка по контуру

 

Согласные звуки к, к, буква К, к

Выбор слов по количеству звуков. Упражнение в определении твердости-мягкости согласных звуков к. к. обозначение звуков слова условными знаками

Штриховка и письмо печатной буквы К, к. Обводка рисунка по контуру

 

Согласные звуки к, к, буква К, к

Выбор слов по количеству звуков. Упражнение в определении твердости-мягкости согласных звуков к. к. обозначение звуков слова условными знаками

Штриховка и письмо печатной буквы К, к. Обводка рисунка по контуру

 

Согласные звуки р, р, буква Р, р

Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове. Упражнение в определении количества слогов. Выбор слова по заданной схеме. Самостоятельное определение количества звуков и их анализ в слове

Штриховка и письмо печатной буквы Р, р. Обводка линий слева направо

 

Согласные звуки р, р, буква Р, р

Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове. Упражнение в определении количества слогов. Выбор слова по заданной схеме. Самостоятельное определение количества звуков и их анализ в слове

Штриховка и письмо печатной буквы Р, р. Обводка линий слева направо

 

Согласные звуки р, р, буква Р, р

Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове. Упражнение в определении количества слогов. Выбор слова по заданной схеме. Самостоятельное определение количества звуков и их анализ в слове

Штриховка и письмо печатной буквы Р, р. Обводка линий слева направо

 

Согласные звуки л,л, буква Л,л

Упражнение в определении звуков л, л в словах и слогах

Штриховка и письмо печатной буквы Л,л. Обводка линий слева направо

 

Согласные звуки л,л, буква Л,л

Упражнение в определении звуков л, л в словах и слогах

Штриховка и письмо печатной буквы Л,л. Обводка линий слева направо

 

Согласные звуки л,л, буква Л,л

Упражнение в определении звуков л, л в словах и слогах

Штриховка и письмо печатной буквы Л,л. Обводка линий слева направо

 

Закрепление и повторение  пройденного материала