Зенченко Надежда Петровна
Д/С "Колосок" МБОУ "Лицей №1 Брянского района"
Брянская обл., Брянский р-н, д.Добрунь
Воспитатель
Парциальная программа
по развитию речи
для старшей группы (5-6 лет)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной педагогике прочно утвердился принцип: устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Недостаточное развитие речи может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.
Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Здесь прежде всего имеет значение воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает также содержание литературных произведенийа произведения живописи, народные игрушки, альбомы по искусству развивают у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям.
Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку — воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи.
Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Основные цели:
-Развитие понимания речи,
- уточнение и расширение словарного запаса,
- формирование практических навыков словообразования и словоизменений,
- умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур,
- овладение основными коммуникативными способностями.
Задачи:
Воспитание звуковой культуры речи.
- дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи.
- учить различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки — изолированные, в словах, во фразовой речи.
- учить вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками.
- учить подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение.
-учить изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания.
- придумывать и произносить скороговорки или двустишия.
- учить детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Формирование грамматического строя речи.
- Учить согласовывать прилагательные и существительные (особенно в среднем роде), образовывать трудные формы глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).
- воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
- Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.
- Учить понимать смысловые оттенки глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший; плохой — плохонький; полный — полноватый), точно использовать эти слова в разных типах высказывания.
- развивать умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.
- познакомить со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова — из слогов и звуков, т.е. выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
- Формирование у детей синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи, так как разнообразные синтаксические конструкции являются ее основой.
Развитие связной речи.
* учить связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам.
* развивать умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины.
* формировать у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать на звание рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
* В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) дети учить составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст.
* Продолжать обучение рассказыванию из личного опыта.
* формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
* научить понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить.
Формирование словаря
- продолжать обогащать, уточнять и активизировать словаря.
- развивать умение детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.
- В словарь детей ввести слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), использовать загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий.
- Особое внимание уделить работе над смысловой стороной слова, расширением запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
- учить различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый, робкий — трусливый).
- работать над синонимами и антонимами, многозначными словами.
Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация программы обеспечивает достижения детьми старшего дошкольного возраста следующих результатов:
Дети умеют различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки — изолированные, в словах, во фразовой речи.
Сначала дети учатся вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем взрослый предлагает им поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками.
Дети умеют подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» («На полянке танцевал».), «Где ты, белочка, скакала?» («Я орешки собирала».), «Эй, зверята, где вы были?» («Мы грибы ежам носили».).
Дети умеют изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания; пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), они осознают оттенки значений глаголов.
Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый, робкий — трусливый).
Дети умеют сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый) или заканчивают предложение, начатое взрослым: «Один теряет, другой... (находит)».
Дети умеют сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные ими характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.
Дети умеют из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть —рассказывать) или образовать слово по образцу: весело — веселый; быстро ... (быстрый), громко ... (громкий). Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях...(желтеют)».
Развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Понимание смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший; плохой — плохонький; полный — полноватый) развивает умение точно использовать эти слова в разных типах высказывания.
В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети умеют связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) дети умеют составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст. Выбирая соответствующих персонажей, дети дают их описание и характеристику.
У детей формируются элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
Информационно-методическое обеспечение:
- Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста/авт.-сост. Л.Е.Кыласова. - Изд.3-е.-Волгоград:Учитель-258 с.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
СТАРШАЯ ГРУППА
Период |
Вид деятельности |
Тема занятия |
Программное содержание/ задачи |
Источник |
До свидания, лето, здравствуй, детский сад! IV неделя августа - I неделя сентября |
Обучение рассказыванию |
Помещение детского сада |
Учить детей составлять предложения(с помощью наводящих вопросов), объединять эти предложения в короткий рассказ; развивать координацию движений и чувство ритма. |
Л.Е.Кыласова, с. 29 |
Звуковая культура речи. |
Звук А |
Закрепить знания детей об органах артикуляции, учить четко произносить звук А, выделять звук А из ряда гласных звуков, выделять ударный гласный из начала слова, развивать внимание и память. |
Л.Е.Кыласова, с.153 |
|
Ребенок познает мир
II, III, IV недели сентября |
ГСР |
Чудо-вещи вокруг нас(электроприборы) |
Учить детей составлять распространенные предложения с употреблением винительного падежа(переходность действия на предмет), творительного падежа (орудийность действия), дательного падежа(направленность действия на предмет) без предлога и с предлогами в, на, под, над, к, за. |
Л.Е.Кыласова, с.134 |
Обучение рассказыванию |
Мебель |
Закрепить обобщающее слово «мебель», учить детей составлять описательные рассказы. |
Л.Е.Кыласова, с.63 |
|
Словарная работа |
Транспорт |
Закрепить знания детей о видах транспорта, умение классифицировать все виды транспорта, упражнять в правильном употреблении форм числа и падежа, учить согласовывать числительные с сущ., образовывать мн.ч.существительных. |
Л.Е.Кыласова, с.99 |
|
Я и моя семья
I-II недели октября |
Словарная работа |
Семья |
Расширить знания детей по теме "Семья"; закрепить понятия о родственных отношениях в семье, учить согласовывать сущ. с прил., образовывать и правильно употреблять притяжательные прил., образовывать антонимы и синонимы, развивать память и внимание. |
Л.Е.Кыласова, с.64 |
Обучение рассказыванию |
Семья |
закрепить знания детей по теме "Семья", учить составлять сложносочиненные предложения с союзом а и описательные рассказы по карте, развивать память , внимание, моторику пальцев рук.
|
Л.Е.Кыласова, с.66 |
|
Осень
III-IVнедели октября - I-II недели Ноября |
Обучение рассказыванию |
Осень |
учить составлять рассказы об осени с опорой на карточки-схемы, активизировать словарь по данной теме, развивать внимание, память, мышление. |
Л.Е.Кыласова, с.45 |
Обучение рассказыванию |
Овощи |
учить составлять предложение по демонстрируемому действию, обьединять эти предложения в короткий расказ, закрепить знания основных цветов и геом.форм, развивать координацию движений и чувство ритма. |
Л.Е.Кыласова, с.34 |
|
Словарная работа |
Фрукты |
Познакомить детей с названиями фруктов, внешними признаками, обобщающим словом "фрукты", учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ. и мн.ч. сущ. , развивать внимание, память, усидчивость, тактильные ощущения. |
Л.Е.Кыласова, с.35 |
|
Обучение рассказыванию |
Грибы |
Обобщить знания детей о грибах, учить детей пересказывать текст. |
Л.Е.Кыласова, с.42 |
|
Мой город, моя страна
III-IV недели ноября - I неделя декабря |
Словарная работа |
Город |
активизировать речевой материал по теме город, учить де5тей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами -ик и -ищ, образовывать сущ. мн.ч. в. И.п. и Р.п., развивать память и внимание. |
Л.Е.Кыласова, с.118 |
ГСР |
Город |
учить детей составлять простое распространенное предложение с косвенным дополнением, выраженным формой Т.п., образовывать относительные прил., согласовывать прил. с сущ. |
Л.Е.Кыласова, с.120 |
|
Обучение рассказыванию |
Город |
учить детей составлять рассказ о своем городе, развивать внимание и память. |
Л.Е.Кыласова, с.122 |
|
Новогодний праздник
II, III, IV недели Декабря |
ЗКР |
Звуки а , у |
закрепить знания детей об изученных звуках, их четкое произнесение, учить детей выделять звук из начала слова, звуковому анализу сочетаний гласных звуков, развивать внимание и память. |
Л.Е.Кыласова, с.157 |
Обучение рассказыванию |
Зимние развлече- ния |
учить детей пересказывать текст от первого лица, развивать внимание и память. |
Л.Е.Кыласова, с.76 |
|
ГСР |
Новогодние игрушки |
учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ., формировать умения различать на слух и правильно употреблять в речи названия больших и маленьких предметов.
|
Л.Е.Кыласова, с.51 |
|
Зима II, III, IV недели января и I , IIнедели февраля |
Словарная работа |
Зима |
закрепить представления об основных признаках зимы, учить детей подбирать эпитеты к словам, развивать внимание и память. |
Л.Е.Кыласова, с.67 |
ГСР |
Зима |
учить составлять предложение с предлогом на, развивать внимание и память. |
Л.Е.Кыласова, с.69 |
|
Обучение рассказыванию |
Зима |
Закрепить знания о характерных признаках зимы и названиях месяцев, учить детей пересказывать небольшой рассказ, развивать внимание и память. |
Л.Е.Кыласова, с.71 |
|
Словарнаяработа |
Зимующие птицы |
закрепить знание детей о зимующих птицах, обобщающее слово "птицы", учить образовывать мн.ч. сущ., согласовывать числ. с сущ., подбирать определения к названиям птиц, образовывать уменьшительно-ласкательную форму, развивать координацию движений с речью. |
Л.Е.Кыласова, с.72 |
|
Обучение рассказыванию |
Зимующие птицы |
закрепить обобщающее слово птицы, учить детей составлять описательные рассказы о птицах. |
Л.Е.Кыласова, с.75 |
|
Защитники Отечества III неделя февраля |
ГСР |
День защитника Отечества |
закрепить знания детей об армии, их представления о родах войск, воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, отработать навыки употребления предлогов в , на, под. |
Л.Е.Кыласова, с.96 |
8 Марта IV неделя февраля – I неделя марта |
ГСР |
Женские профессии |
упражнять в понимании значения предлога над, учить детей правильно пользоваться в речи предлогом над, развивать внимание и память. |
Л.Е.Кыласова, с.104 |
Обучение рассказыванию |
Мамин праздник |
закрепить знания детей о празднике 8 марта, познакомить детей с разными женскими профессиями, учить составлять рассказ по плану с опорой на картину, воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре. |
Л.Е.Кыласова, с.105 |
|
Знакомство с народной культурой и традициями II, III, IV недели марта |
Обучение рассказыванию |
Головные уборы, одежда, обувь |
учить детей понимать и выполнять сложные инструкции, подбирать признак к предмету, составлять описательные рассказы, развивать внимание и память |
Л.Е.Кыласова, с.56 |
Словарная работа |
Дом и его части |
познакомить детей с разными типами домов и частями дома, закрепить знания домашнего адреса, учить детей образовывать мн.ч. сущ, подбирать синонимы, развивать слуховое внимание и речевой слух |
Л.Е.Кыласова, с.57 |
|
ЗКР |
звук Ж |
познакомить детей с артикулляцией и характеристикой звука Ж, упражнять в правильном произношении звуках Ж в словах и слогах, в звуковом анализе и синтезе односложных слов, учить образовывать форму Р.Пмн.ч. сущ, продолжать учить составлять предложения с предлогами, развивать фонематический слух, внимание и память. |
Л.Е.Кыласова, с.227 |
|
Весна I, II, III, IV недели Апреля |
Обучение рассказыванию |
Весна |
закрепить знания детей,о признаках ранней весны: учить детей пересказывать рассказ близко к тексту, развивать память и внимание. |
Л.Е.Кыласова, с.117 |
Словарная работа |
Весна |
закрепить знания о временах года, названиях весенних месяцев, о характерных признаках ранней весны, закрепить умения образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательнымисуф. образовывать сущ. мн. ч., развивать внимание и память |
Л.Е.Кыласова, с.114 |
|
Обучение рассказыванию |
Перелетные птицы |
закрепить знания детей о птицах, понятие "перелетные" и "водоплавающие", учить детей пересказу, развивать внимание, мышление |
Л.Е.Кыласовас.123 |
|
Обучение рассказыванию |
Перелетные птицы |
учить детей составлять рассказы по собственным наблюдениям детей, развивать внимание и память |
Л.Е.Кыласова, с.125 |
|
День Победы I н. мая |
Обучение рассказыванию |
День Победы |
учить детей пересказу, воспитывать любовь к Родине, старшему поколению. |
Л.Е.Кыласова, с.138 |
Скоро лето!
II, III, IV недели мая |
Обучение рассказыванию |
Лето |
обобщить и систематизировать знания детей о времени года лето, его характерных признаках, названиях летних месяцев, учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательнымисуф., бразовывать относительные прилагательные, образовывать сравнительную степень прилагательных, умению пересказывать. |
Л.Е.Кыласова, с.146 |
|
Словарная работа |
Насекомые |
расширить словарь по теме, закрепить обобщающее слово"насекомые",знания детей о внешних признаках насекомых,об их строении, учить детей образовывать сущ. мн.числа И.П и Р.П, сущ. с уменьшительно - ласкательными суфф., развивать внимание, память, мышление |
Л.Е.Кыласова, с.138 |
|
ГСР |
Цветы |
закрепить знание названий цветов и обобщающее слово "цветы", учить различать цветы садовые и полевые, подбирать признаки, согласовывать числ. с сущ. и прилаг., образовывать мн.ч. сущ. в И.П и Р.П |
Л.Е.Кыласова, с.143 |