Государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 2 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы
с нарушением психики имени Зинаиды Антоновой»
ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, протокол №_______ от «01»сентября 2019г. |
УТВЕРЖДЕНО Главным врачом ГКУЗ «Областной дом ребёнка № 2» ____________Шабалина М.А. «01» сентября 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ.
Группа раннего возраста № 8.
СКАЧАТЬ (полный материал)
срок реализации программы
2019-2020 учебного года
Разработчики: Егорова Н.В.
г Челябинск
2019
Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I.1.Пояснительная записка……………………………………………………… 3
I.2. Цели и задачи реализации рабочей программы…………………………….4
I.3.Принципы и подходы к формированию программы………………………..6
I.4. Целевые ориентиры освоения рабочей программы детьми раннего возраста, а также детьми раннего возраста с ОВЗ ……………………………..8
I.5.Возрастные особенности детей раннего возраста …………………………11
I.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности (промежуточные планируемые результаты)…………………………………...15
I.7.Планируемые результаты в группе№ 8 детей раннего возраста …………23
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
II.1.Содержание образовательной работы в соответствии с
направлениями развития детей раннего возраста……………………………..25
II.2.Характеристика детей посещающих группу………………………………38
II.3.Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми раннего возраста…………………………………………………………………39
II.4.Примерное годовое и календарно-тематическое планирование группы № 8…………………………………………………………………………………...42
II.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями, кандидатами на усыновление, в опекуны, в приёмную семью……………….42
III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
III.1.Организация режима дня в группе детей раннего возраста……………..45
III.2.Организация развивающей предметно -пространственной среды……...52
III.3. Планирование культурно-досуговой деятельности……………………..55
III.4. Материально – техническое обеспечение Программы………………….56
III.5. Кадровое обеспечение группы № 8………………………………………59
III.6. Программно - методический комплекс и информационное обеспечение образовательного процесса……………………………………………………...60
IV. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения рабочей программы.
IV.1.Педагогическая диагностика………………………………………………63
V. Приложения.
V.1.Приложение 1 ……………………………………………………………..68
V.2.Приложение 2 ……………………………………………………………...72
V.3.Приложение 3 …………………………………………………………….107
I.Целевой раздел.
I.1. Пояснительная записка.
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.:МОСКВА – СИНТЕЗ, 2014 г.
Рабочая программа группы раннего возраста ГКУЗ «Областной дом ребёнка № 2» в соответствии с ФГОС (далее программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
В основе разработки программы:
- Ø Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
- Ø Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС;
- Ø Устав ГКУЗ «Областной дом ребёнка № 2»;
- Ø Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Ø Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г;
- Ø Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
I.2. Цели и задачи реализации рабочей программы.
Цели:
- Повышение социального статуса дошкольного образования;
- Обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.
- Создание специальных условий для преодоления нарушений развития у детей, способствующих освоению основной образовательной
программы дошкольного образования и предупреждению возможных трудностей в освоении программы начальной ступени образования.
- Оказание систематической психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ (со сложной структурой дефекта), в том числе детям-
инвалидам, в их воспитании и обучении, формировании у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, консультативно -
методической поддержки родителей и содействие им в организации воспитания и обучения детей.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, обеспечение равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Задачи воспитания и обучения:
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.
- формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
- Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
- Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
- Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.
- Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
- Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.
- Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.
- Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.
- Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
- Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметно-игровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.
- Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители.
- Учить играть, не мешая сверстникам.
- Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания. Формировать способности попросить, подождать;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- Осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей;
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы и организационных форм дошкольного образования, формирование программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
I.3. Принципы и подходы к формированию программы:
Рабочая программа группы № 8 для детей раннего возраста сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами.
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.