Ползикова Анна Алексеевна
г. Старый Оскол
МБДОУ ДС № 67 « Аистёнок»
воспитатель
Хороводные игры как средство формирования музыкальных
способностей у дошкольников.
Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с
тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание
с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный
помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру -
все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра
сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные
игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли
лучшие качества:
доброту,
благородство,
взаимовыручку,
самопожертвование ради других.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его
участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и
разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и
органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь:
«Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».
Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что
хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы,
товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за
платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а
движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут
парами, тройками. Раннее и дошкольное детство – это начало познания
жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как
личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути
познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное
проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок
переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли,
чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности,
фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит
детский фольклор.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит
фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более
интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения
мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем
народные игры, потешки, приговорки.
Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы
педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут
пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь
положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.
Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали
на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с
удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой
компанией.
В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании
возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими
видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют
эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка.
Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают
удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни.
Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать
которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного
проявления индивидуального «я».
Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных
персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского
восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять
участие в совместной игровой деятельности.
Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы - очень
эффективное средство обучения и воспитания. Народные хороводы
"Березонька", "У калинушки", "Заинька, выходи", "Как у наших у ворот",
"Плетень" давно включены в программы музыкального развития детей.
Однако этот набор слишком мал.
Этапы освоения детьми нового хоровода:
Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.
Разучивание текста хороводной песни.
Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка
элементов.
Репетиции и представление хоровода зрителям.
Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с
ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить
слова.
В качестве домашнего задания можно предложить детям и родителям
разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике в
детском саду.
Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно
уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней
елки. Остальные хороводы желательно исполнять с применением более
сложных фигур. Самым трудным для детей этого возраста является
неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при
ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе
разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В
период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в
течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо
исполняются.
Таким образом, опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3
лет с успехом разучивают один хоровод, дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-
5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10
хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться
детям. А также они с удовольствием играют в хороводы, которые
разучивали, когда были еще маленькими. Для старших детей взрослые (при
желании) могут усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при
этом музыку и слова.
Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках,
досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них
хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они
любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на
физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве
разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.