Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5367 Хороводные игры как средство формирования музыкальных способностей у дошкольников.

Опубликовано 23.08.2019

Ползикова Анна Алексеевна

г. Старый Оскол

МБДОУ ДС № 67 « Аистёнок»

воспитатель

 

 

Хороводные игры как средство формирования музыкальных

способностей у дошкольников.

 

 

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с

тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание

с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный

помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру -

все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра

сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные

игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли

лучшие качества:

доброту,

благородство,

взаимовыручку,

самопожертвование ради других.

Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его

участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и

разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и

органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь:

«Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».

Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что

хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы,

товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за

платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а

движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут

парами, тройками. Раннее и дошкольное детство – это начало познания

жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как

личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути

познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное

проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок

переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли,

чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности,

фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит

детский фольклор.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит

фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более

интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения

мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем

народные игры, потешки, приговорки.

Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы

педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут

пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь

положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.

Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали

на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с

удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой

компанией.

В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании

возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими

видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют

эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка.

Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают

удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни.

Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать

которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного

проявления индивидуального «я».

Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных

персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского

восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять

участие в совместной игровой деятельности.

Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы - очень

эффективное средство обучения и воспитания. Народные хороводы

"Березонька", "У калинушки", "Заинька, выходи", "Как у наших у ворот",

"Плетень" давно включены в программы музыкального развития детей.

Однако этот набор слишком мал.

Этапы освоения детьми нового хоровода:

Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.

Разучивание текста хороводной песни.

Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка

элементов.

Репетиции и представление хоровода зрителям.

Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с

ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить

слова.

В качестве домашнего задания можно предложить детям и родителям

разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике в

детском саду.

Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно

уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней

елки. Остальные хороводы желательно исполнять с применением более

сложных фигур. Самым трудным для детей этого возраста является

неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при

ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе

разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В

период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в

течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо

исполняются.

Таким образом, опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3

лет с успехом разучивают один хоровод, дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-

5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10

хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться

детям. А также они с удовольствием играют в хороводы, которые

разучивали, когда были еще маленькими. Для старших детей взрослые (при

желании) могут усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при

этом музыку и слова.

Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках,

досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них

хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они

любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на

физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве

разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.