Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5371 Проект по теме: «Математика в сказке»

Опубликовано 27.08.2019

Муниципальное  бюджетное дошкольное учреждение № 116

«Детский сад комбинированного вида»


 

Проект по теме: «Математика в сказке»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 


 

Авторы разработчики:

Кротова Н.Н.


Кемерово 2018

 

Проект по ФЭМП «Математика в сказке» в средней группе

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность.

Задачи:

• Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?»

• Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, а также овале

• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку;

• Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя.

Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно- исследовательский.

Сроки проведения проекта: 2 недели.

Актуальность:

        Показать значимость математики в жизни человека.

С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о цифрах и фигурах. У дошкольников недостаточно сформировано  умение соотносить реальное количество предметов с цифрой.  Я считаю, что  проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД. Данный проект направлен на привитие интереса к математике, так как она является «Царицей наук».

Планируемые результаты:

У детей развивается интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр и упражнений; речь детей активизируется, появляется больший интерес к занятиям по математике, развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность. Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а так же самостоятельность, активность и творческие способности детей.

 


 

 

Реализация проекта «Математика в сказке»

 

Образовательная область

Занятия

Работа с родителями

Речь и речевое развитие

1.Рассказывание сказки по алгоритму «Репка», «Теремок». (Приложение 1)

2. Разучивание скороговорок

3. Разучивание стихов про цифры.

 

Консультация для родителей «Как развить у дошкольника интерес к математике».

 

Изодеятельнось и дизайн.

1.Проведение занятия по аппликации «Дом» из геометрических фигур Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, счет до 5.(Приложение 2)

2.Лепка: Цифры.

3.Рисование «Ракета»

Помощь в подборе материала

Учебная деятельность

Занятие по математике:

1.Тема: Закрепить цифру 4 Учить соотносить цифру             4, как с символом обозначающий 4 предмета. Закрепить понятия «право», «лево», знания о геометрических фигурах.

2.Тема: Цифра 5. Закрепить название и количество времен года и частей суток, закрепить умение выделять предметы по характерным признакам и свойствам и объединять их в группы. (Приложение 3)

Консультация

для родителей

«Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?» (Приложение 7)

 

Игровая деятельность,

1.Развивающее лото  «цветные фигуры»

2.Игра-малышка «цифры» (Приложение 3)

3.Настольная игра-ходилка

4.Настольная игра «Веселые цифры»

5.Игра «цвет», игра «фигуры».

Консультация для родителей « Учим математику дома»

Художественная литература

1.Чтение математических сказок (Приложение 4)

2. Загадки по сказкам

3.Загатки о геометрических фигурах

4.Чтение сказки «Теремок» Цель: Повторить сюжет сказки, последовательность появления персонажей с целью подготовки и распределение ролей для постановки кукольного театра

 

    Помощь в подборки загадок о цифрах

Соц. Коммуникативное развитие

Драматизация сказок: «Три поросенка», «Теремок» (Приложение 5), « Репка».

Вспоминаем сказку «Теремок»

Цель: Повторить сюжет сказки, последовательность появления персонажей с целью, как подготовка к занятию по математике.

Индивидуальные беседы с родителями на тему: Время суток.

Посоветовать родителям, чтобы дома обращали внимание детей на смену времени суток, когда бывает утро, день, вечер и ночь.

Физическое развитие

1.Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости «Мы веселые ребята» (Приложение6)

2.Подвижные игры на ориентировку в пространстве. «Где звенит?»

3.Разучивание физминуток.

 

    Помощь в подборке считалок

Трудовое развитие

Изготовление карточек-заместителей

Помощь в создание д/и игр по теме проекта

     

 Методическая литература:

 

1.Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. О. А. Шиян

2.Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада Н. Ф. Губанова

3.Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа Т. С. Комарова

4.Математика для детей 3-4лет. Е. В. Колесникова.

5.Математика для детей4-5 лет. Е. В. Колесникова.

6.Формирование элементарных математических представлений средняя группа И. А. Помораева, В. А. Позина

7.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

 

 

Приложение 1

Конспект организованной образовательной деятельности

 на тему: «В поисках зверят из сказки «Теремок».

                                                                                                                                   

Цель: Развитие двигательной активности, словарного запаса, мелкой моторики.

Задачи: Формирование коммуникативных навыков.

-Повторение любимой  сказки детей, закрепление знаний про животных;

-Развитие речи, внимания и воображения.

-Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

-Воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу.

Материал и оборудование: мягкие игрушки: лягушка, лиса, заяц, волк, медведь; удочки, таз, цветные крышки и ведра, разрезные картинки «Лисичка-Сестричка», мягкие модули.

Ход. детям в группу приходит мышка и плачет.

В.: Что случилось?

М. Жили мы в теремке, жили - не тужили, пришел медведь и сломал теремок. Все мои друзья испугались и разбежались, с кем я буду новый теремок строить?

В.: Что же делать? Как быть?

Д.: Помочь мышке найти друзей.

В.: Давайте вспомним,  кто жил в теремке.

Д.: Лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь.

В.: Не переживай мышка, мы поможем тебе найти зверей.

Путь предстоит не близкий, все готовы?

На чем мы можем отправиться в путь? (на самолете, на машине, на поезде)

в дорогу отправляемся на поезде.

Ту-ту, Ту-ту, Ту-ту

Я буду паровозом, а вы вагончики, все сели, поехали!

Вот поезд наш едет, колеса стучат

А в поезде нашем ребята сидят

Чух-Чух-Чух гудит паровоз на помощь зверушкам ребят он повез.

     Остановка (стоит таз с водой, сачком вылавливают игрушки и находят лягушку).

Отправляемся дальше.

Ту-ту-ту

Загудел паровоз  и  вагончики повез

Чух-Чух-ту-ту я далеко ухожу.

Остановка. Сидит зайка на пеньке и плачет.

Заичик: Мы играли с зайчатами в мозаику и всю раскидали по полянке, а потом все убежали,  собирать никто не захотел, а мне одному не справиться.

Игра:  Собираем крышки  по цвету в разные ведерки. (берем зайца с собой)

В.: Едем дальше.

       Остановка. На поляне лежат картинки.

В.: Кто их здесь оставил? Как нам быть?

Дети: Давайте их соберем и узнаем кто тут был. (лисичка-сестричка)

п/ г «Хитрая лисичка».
Разминаем пальчики: раз, два, три! ( Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по столу.
Разминаем пальчики, ну-ка посмотри
Вот бежит лисичка, раз, два, три! Выражение лица очень хитрое)
Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!
Лепим, лепим личико, раз, два, три! (Движения по тексту)
Что же получилось? Ну-ка посмотри!
Хитрая лисичка-вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой! ( Движения по тексту)
От нее скорее убегу домой.
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час! (берем лису с собой)

В.: Паровоз, паровоз новенький, блестящий,

он вагоны повез словно настоящий.

 Кто едет в поезде детки и зверушки.

Чух-Чух-Чух

    Остановка.  Игра с волком «Парашют».  Едут дальше, берут волка с собой.

    Остановка. На поляне сидит медведь, перед ним  лежат модули.

М.: Куда вы пропали? Я все приготовил, давайте построим все вместе новый теремок.

Звери: Спасибо ребята за помощь. Угощают ребят «Вкусным компотом» .

В.: Нам пора возвращаться на участок.

Дети,  где мы с вами были? Кому помогли? Что вам больше всего понравилось?

 

 

Приложение 2

Конспект занятия «Мой дом» аппликация в средней группе

 

Цель: Учить создавать в аппликации образ большого дома. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Из геометрических фигур создать несложную композицию. Активизировать самостоятельность детей в наклеивании фигур

Материалы: клей, кисти, клеенка, половина альбомного листа, прямоугольники и треугольники цветной бумаги и полоски цветной бумаги для окон, дверей, крыши.

Ход ОД

Мой дом.

Посмотрите: это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома — голубой.

Заходите смело в дом!

— Приглашаете?

Войдём!

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о домах. Какие дома вы знаете?

Ответы детей: Большие и маленькие, кирпичные и деревянные.

Воспитатель: А вот отгадайте загадку?

Средь облаков на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нём. (Строитель)

Воспитатель: А кто строит дома?

Ответы детей: Строители.

Воспитатель: А давайте поговорим о строителях. Что делают строители?

Дети: Строят дома, больницы, детские сады, магазины.

Показ иллюстраций.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете люди каких профессий строят дома?

Дети: Маляры, каменщики, крановщики, плотники.

Показ иллюстраций.

Воспитатель: Правильно. Маляры красят дома, каменщики делают окна, полы, подоконники, крановщики работают на подъёмном кране, поднимают грузы.

Воспитатель: Все люди, которые строят дома называют строителями. А вы хотите стать строителями.

Ответы детей: Да

Воспитатель: Давайте, ребята, пройдём за столы, а Буратино пойдёт с нами и будет смотреть нас.

Физкультурная пауза.

Целый день тук да тук. Кулачок об кулачок.

Раздаётся громкий стук. Руки в стороны.

Строим дом, дом большой. Руки вверх.

И с крылечком и с окном. Руки перед грудью.

Разукрасим мы дом. Красим руками.

На верху флажок прибьём. Флажок из пальцев.

Будут жить в доме том. Показ Зайка с мишкой и котом.

Стук, стук молотком. (Стучим кулачками)

Строим, строим новый дом. (Пилим)

Ты пила пили быстрей.

Строим домик для друзей.

Рассматривание дома.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какой можно сделать дом из бумаги. Я показываю образец. Дети рассматривают образец, разделяя на составные части: крыша, окна, двери.

Я предлагает детям подумать, как из полоски нарезать окна, двери, крышу, в случае необходимости объясняю. Напоминает правила наклеивания: «Сначала наклеиваем прямоугольник – дом, затем разложим окна, крышу, двери. Клей набираем на всю кисть, затем лишнее убираем о край баночки. Намазываем полоску клеем (обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям). Положим кисть, взяли полоску обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижать салфеткой, промокнув лишний клей».

 


Приложение 3

Конспект открытого занятия по математике «математика в сказке»

       

           Программные задачи:
        Закреплять знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг,

           Изучение нового материала: фигура овал.

           Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
Совершенствовать навыки счета в пределах 5.
Закрепить умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги: в середине, слева, справа, вверху, внизу.
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Демонстрационный материал: теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, , числовые карточки от 1 до 5, , , , круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Раздаточный материал: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, лист бумаги, карточки с изображением предметов в разном количестве, карточки с цифрами, карандаши.
Ход занятия
1. Разминка
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

           2. Формирование мотивационной основы.
     – Ребята, вы любите сказки?

           Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласи ее к нам на занятие по математике.

            Воспитатель рассказывает:

          – Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляет картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

           3. Повторение изученного ранее материала.
Задание №1.

          Расставьте цифры по порядку (1-5) (один реб.  у мольберта, остальные за столом.)

          Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

           Воспитатель:

         – Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

            4. Закрепление изученного.
 Задание №2

            У вас на подносах набор цифр от 1 до 5 и карточки с изображением предметов в разном количестве. Вам необходимо рядом с карточкой с цифрой поставить карточку с соответствующим количеством предметов .

           Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

           Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:

           “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

             Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

 

5.Физкультминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

 


 


 

6. Повторение изученного ранее материала.
Задание №3.

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь я вам загадаю загадки, а вы попробуйте угадать геометрические фигуры (дети называют и показывают фигуры из картона, которые лежат перед ними). Выкладываем фигуры на листе бумаги по заданию воспитателя.( в середине, под .., с лева от .., с права от…, над.. )  

 

 

  1. Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

 Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

 

  1. На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

 Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

 

 

  1. Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

 Все углы во мне равны

И четыре стороны.

 Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

 

 

  1. Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

 Не кирпич, не треугольник

 Стал квадрат… (прямоугольник)

 

5  Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

 

 

 

Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежала к теремку Лисичка – Сестричка. Остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

7. Закрепление материала, изученного на предыдущем занятии.

Задание №4. «Закрась бусы»

8.Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5(разгибаем пальцы по одному)

Вышли пальчики гулять (сжимаем, разжимаем пальцы)

1,2,3,4,5(загибаем пальцы по одному)

Спрятались опять (сжимаем в кулаки)

Воспитатель: Посмотрите, перед вами на подносах лежат листочки, на которых нарисована ниточка и бусинки, вам нужно закрасить столько бусинок, сколько пальце на одной руке.  Возьмите карандаш  и закрасьте.

Воспитатель обращается к детям и по очереди спрашивает сколько нужно закрасить бусинок?

Молодцы, справились и с этим заданием, двери волшебного теремка открылись для лисички. Вошла лисичка, и стал в нем жить.

Прибежал к Теремку Волчок – серый бочок, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?”

– Я Мышка – Норушка!
– Я Лягушка – Квакушка!
– Я Зайчик – Побегайчик!
– Я! Лисичка – Сестричка А ты кто?
– А я, Волчок – серый бочок пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Задание №5.

Ответьте на вопросы:

– Сколько зверей в теремке?
– Кто первый прибежал?
– Кто последний?
– Кто после лягушки?
– Кто прибежал перед лисой?

Дверь теремка и открылась для волка Стали звери дружно жить да поживать.

9.. Итог занятия.
– Сколько героев в этой сказке?

– Кто помог зверям попасть в теремок?

– Конечно же, вы и ваши знания!

– Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?

 

Молодцы ребята, а наше занятие окончено!