Ходюкова Елена Николаевна
ГБОУ Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева
г. Москва
Музыкальный руководитель
Практическое руководство при постановке сценок и театральных спектаклей с детьми дошкольного возраста.
Данный материал будет полезен руководителям детских театральных студий, музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Алгоритм действий руководителя.
- Беседа «Что такое театр? Театральные профессии». Самое главное в этой беседе подробно остановиться на профессиях режиссера и актера. Акценты должны быть расставлены так, чтобы дети четко понимали, что режиссер – это ВЫ, т.е. руководитель, а профессиональные актёры – ребята.
- Чтение сценария. Желательно, с характерными интонациями, чтобы дети уловили не только смысл данного произведения, но и характеры героев.
- Обсуждение сценария. Обязательно спросить: «О чём эта сказка? Чему учит? Кто из героев больше понравился? Кого бы вы хотели сыграть?» Обязательно донести до детей мысль, что в нашем спектакле, нет второстепенных ролей, что все роли важны и нужны. Все ГЛАВНЫЕ!
- На этом этапе, предлагаем детям проиграть поочерёдно каждую роль, предварительно обсудив характерные черты героев. То есть, делаем этюды. Сначала, все зайчики, потом все лисички, за тем все медведи и т.д. Во время этюда, направляем ребёнка и наблюдаем за его органикой и психофизикой, это позволит педагогу на этапе распределения ролей не ошибиться. (Как правило, педагог уже знает расстановку творческих сил, но шанс побыть каждому, каждым героем, мы должны дать нашим юным дарованиям).
- Дать домашнее задание – нарисовать понравившегося героя сказки. Обязательно рассмотреть все рисунки, похвалить детей. В идеале, сделать выставку из этих работ.
- Распределение ролей. Не редко бывает так, что все хотят быть положительными героями, а отрицательными никто не хочет. Но по законам жанра, добро всегда побеждает зло, мораль должна присутствовать….! Что делать? Ищем положительные черты, в отрицательных героях. Например, упрямая Коза – дереза, превращается в милую модницу, а хитрая и коварная Лиса – в красавицу и кокетку, волк – зубами щёлкает, не от злости, а от голода и т.д.! И это уже, совсем другое дело! Главное, правильно расставить акценты и наши юные актеры с удовольствием включаются в игру!
- Репетиция. Целесообразно спектакль разделить на сцены и репетировать частями. Параллельно учим песни и танцы, это даёт возможность смены деятельности, т.к. дошкольникам трудно удерживать внимание более 15 минут на одном виде деятельности.
- Подбор и примерка костюмов. Пожалуй, одна из самых любимых частей подготовки спектакля!
- Генеральная репетиция. Прогон в костюмах.
10. Перед премьерой обязательно провести беседу на тему «Поведение актёров за кулисами», оказать психологическую поддержку юным дарованиям, чтобы избежать излишнего волнения.
11. Премьера! Ура! Всё прошло великолепно!
12. Обязательно поздравить детей с премьерой, похвалить каждого! Чаепитие после спектакля, прекрасное завершение вашей совместной работы!