Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4854 Тема самообразования: "Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста".

Опубликовано 12.02.2019

Общество с ограниченной ответственностью

«Семь гномов»


 

Тема самообразования

«Дидактическая игра как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»

 


 

Выполнила воспитатель:

Майборода Татьяна Владимировна

 

 

г. Нефтеюганск 2018 – 2019г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Актуальность. 

3. Цель и задачи.

4. Информационный – этап. 

5. Практический этап.

6. Результативность.

7. Список литературы.

8. Приложения.

 

 

 

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Введение

   Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

   Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов 3 развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна

   Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

 

Актуальность

   Актуальность состоит в том, что многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

   Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает  растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н.К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

                                                                                                                 

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

     Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.

        

Цель и задачи

Начав работать с детьми раннего   возраста я поставила себе цель:

 -  развиватьсвязную речь детей через введение в работу дидактических игр.

Исходя из данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

 - создать условия для развития речи детей через использование дидактической игры;

- разработать перспективный план по развитию речи в группах раннего возраста с использованием дидактических игр, внедрить его в работу.

- сделать подборку дидактических игр по развитию речи в группах раннего возраста.

Информационный этап

  Исходя, из этого этапы моей работы можно представить следующим образом:

                                                                                                                

1 этап – информационный. На этом этапе поставила перед собой цели и задачи работы над темой. Подобрала и изучила методическую литературу. О дидактических играх и системе построения занятий можно узнать из следующих источниках:

1. Акимова, Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7».

2. Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду».

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.

4. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.

5. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких.

 6. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду.

7. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа).

8. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с

9. А.Андреева «30 уроков мелкой моторики рук».

 10. С.В.Лесина «Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях».

 11. Е.С.Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом ».

12. Бубнова А.Х. «Развитие речи».

13. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду.»

14. Богуславская З.М Смирнова Е.О. « Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.»

Разработала перспективный план работы по использованию дидактических игр для развития речи детей (Приложение 1). Сделала подборку дидактических  игр по развитию речи на младший дошкольный возраст (Приложение 2)

                                                                                                                 

Подобрала информационный материал родителям: «Игры и упражнения по развитию речи детей раннего года жизни», «Развитие речи младших дошкольников», «Дидактическая игра и развитие речи детей» и др. (Приложение 4,5). Подготовила консультации, памятки для родителей.  Подобрала темы для родительских собраний: «Язык детской игры», «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей». (Приложение 9)

Практический этап

 2 этап – практический, эта работа с детьми, родителями, и педагогами.

Работа с детьми:

 Я хочу  начать  работу с введения речевых игр на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Беги ко мне». Эти игры помогут малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети станут общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи. Также хочу чтоб детей увлекали дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними, чтоб у детей  совершенствовала координация движения рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научаться  понимать речь взрослого, отвечать на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?»,  будем применять  в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия. Играя с сюжетными дидактическими игрушками, я с детьми буду  наделят  их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети будут в своих играх сопровождать  игровые и бытовые действия речью. Для формирования словаря я проводить буду дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Поможем  кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед».    

                                                                                                                

Игры помогут развить у детей способность наблюдать, дети узнаю                                                                                                                                разнообразные предметы, а также я познакомлю  детей с трудовыми действиями взрослых. Дети не только усвоят  слова, обозначающие трудовые действия, но и научаться их употреблять по собственному усмотрению. Дидактические игры помогут  мне обогатить активный словарный запас детей, малыши научаться  слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения станет  эмоциональным, действенным, позволит  детям получить собственный опыт.

 Работа во группе раннего возраста подразделяется на несколько этапов. Обучение проводится  будет  на основе взаимосвязиразных задач (словарной работы, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры) с включением специальной работы по развитию связной речи. На первом этапе привлекается   внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх: “Узнай по описанию”, “Угадай, что за зверь?”, ”Угадай игрушку”, буду предлагать  детям найти описываемые объекты. В развитие внимания и наблюдательности будем способствовать игры типа “Выполни команду”, “У кого?”.  В последующем уже дети  буду приучать выделять объект, его признаки и называть в играх “Что за предмет?”, “Что за овощ?”, “Что у кого?”, “Скажи какой?”. Сначала подбирала  яркие игрушки с большим количеством новых признаков, то будем использовать  предметы (овощи, фрукты, одежда), описывая которые, дети будут называть  не только видимые признаки, но и показывать  знания о свойствах и качествах предмета (яблоко круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.) Будут формировать умение видеть начало и конец действий, этому способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности. Ребенку  буду давать 2 картинки: девочка спит, другая – делает зарядку.

                                                                                                    

В играх “Скажи, что сначала, что потом?”, “Добавь слово” ,  дети будут  учить называть предшествующие и последующие события.                                                                                                                Для активизации глагольной лексики проводиться будет упражнения “Кто, что умеет делать?”, в которых дети учить будут подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка - прыгает, скачет, грызет). "Где что  можно делать?”

   На II этапе темой занятий будет  развитие навыков самостоятельного описания (игры “Магазин”, “Загадки”). Будем описывать схему : “Это… Он…Зверек любит…”

   На III этапе совместная деятельность взрослого с ребенком принимаю более разнообразные формы. Дети подводиться будут  к самостоятельному, развернутому высказыванию в игре. Проводить буду игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок. Индивидуальная работа с детьми включать будет описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проводиться будет  в утренние и вечерние часы и ставить своей целью развитие речевых способностей детей, она предлагалась в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре . Вне занятий я введу такой прием как рассказываем о своей любимой игрушке. Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети  будут описывать свои игрушки. После описание  игрушек, дети уже довольно четко могут дать описание животного.  Далее эту  же работу проводить буду  и с неодушевленными предметами: овощами, фруктами и т.д.

Работа с родителями:

Работа показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками

                                                                                                                 

 

развивающего процесса. Для этого я разработала  консультации,памятки для родителей, будет  проведено  тематические родительские собрания:  «Игры и упражнения по развитию речи детей раннего года жизни», «Развитие речи младших дошкольников», «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей», «Дидактическая игра и развитие речи детей» и др. Собрание «Язык детской игры» стараться буду  проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми,  чтобы отключились от повседневных забот. А самое главное научись  сами играть и могли научить играть своих детей.  Просить буду родителей помочь ребенку выбрать игрушку, побеседовать о том, почему он выбрал эту игрушку, почему она ему нравится, рассмотреть внимательно игрушку, помочь ребенку рассказать о ней, описать ее.

Результат:

  Проводимая мною работа покажет , что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для развития связной речи позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для качественного обучения дошкольников.

     Анализ результатов работы покажет, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование предложенной мною серии игр и упражнений в работе покажет эффективный результат по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи.

 Я полагаю, что предложенная мной работа по развитию связной речи с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.

 

Применение разнообразных дидактических игр по развитию связной речи, насыщенность их игровыми обучающими ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызывало огромный интерес у детей, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность, повышало мотивацию к обучению.

    При создании мною постоянно игровых ситуаций обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей. В результате моей работы по данной теме у детей:

 1. Повысится уровень речевой деятельности детей.

 2. Обогатится и расширится словарный запас детей.

 3. Сформируется способность сравнивать и объединять предметы     по признакам.

 4. Начнется  совершенствоваться звуковая культура речи детей.

 5. Многие дети станут отвечать краткими и развернутыми предложениями.

 6. В своей речи дети все чаще станут использовать простые формы монологической и диалогической речи.

 7. У родителей проявится повышенный интерес к речи детей                                                                         

 


                                                                                                    

Список литературы:

1. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение.

2. А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение».

3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

 4. Е.Н. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 г. Минск «Народная асвета».

 5. С.Л. Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва «Просвещение».

 6. О.Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград.

 7. А.Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение».

 8. М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998.

 9. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996.

 10. Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009.

 11. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

 12. Под редакцией С.Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»