НОД с детьми стершего возраста «Интегрированное занятие с применением Здоровье-сберегающих и ИКТ технологий»
Автор: Артемова Е.И., воспитатель МБДОУ №47 города Белово, Кемеровская область
Тема: «Жалобная книга природы»
Форма организации: групповая, с применением таких образовательных технологий как Здоровье-сберегающих и ИКТ.
Длительность: 25-30 минут.
Цель: Формирование экологического самосознания детей через действия и представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Задачи:
Образовательные: формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое».
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы, умение самостоятельно находить решение проблемы; развивать логическое мышление, воображение, память, сообразительность.
Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Материал и оборудование:
Демонстрационные: книга «Жалобная книга природы», слайды с изображением природы по содержанию НОД, фланелеграф, макет муравейника, макет ручейка, таз с водой, макет костра и дерева. Макет гнезда и игрушки птенцов, картинки птиц. Костюм и головной убор для педагога.
Раздаточные: карточки «живая – неживая» природа, кусочек мела, камни с цифрами,
картинки с изображениями ушей животных, мусорные пакеты, детские ведерки. Цветная зеленая бумага, ножницы и клей. Шапочки животных, знаки с правилами поведения в лесу, медали с эмблемой природы и надписью «Защитник природы» на каждого ребенка.
Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, грамзапись голоса природы, шума ручья, голосов птиц.
Предварительная работа: чтение произведений о природе, рассматривание
иллюстраций, проведение бесед и игр на экологическую тему, игры «Правила поведения в лесу», «Можно – нельзя», рассматривание иллюстраций с изображением лесных пейзажей, прослушивание грамзаписей со звуками природы.
Ход:
1 часть. Вводная, организационная
Педагог: в нарядном костюме природы, но без головного убора, подзывает детей ближе к себе и обращается к ним: - Ребята, к нам сегодня придет удивительный гость – сама Хранительница природы, я надеюсь, что мы с удовольствием проведем время, если будем очень внимательными, наблюдательными и отзывчивыми. Чтоб совершилось чудо, нам необходимо всем крепко взяться за руки и закрыть глаза. Готовы?
Дети: взявшись за руки, образуют круг, закрывают глаза, а педагог в это время отходит в сторонку, надевает головной убор – корону природы.
Звучит музыка и входит Хранительница природы (Далее коротко Х.п.) педагог в костюме.
2 часть. Основная
Педагог: - Здравствуйте ребята, я – Хранительница природы! Ребята, а как вы думаете, что такое природа?
Дети: – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Х.п: – Посмотрите внимательно на картинки с изображением живой и неживой природы и разместите их на фланелеграфе. Справа картинки с объектами живой природы, слева - неживой.
Дети: выполняют самостоятельно задание.
Х.п: – Молодцы, справились с заданием. А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите?
Дети: - Мел.
Х.п: – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки? Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?
Дети: – Мел раскрошился, его кусочки стали меньше, но он остался мелом.
Х.п: – А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?
Дети: – Им будет очень больно. Они погибнут.
Х.п: – Значит, как надо относиться к природе?
Дети: - Бережно, осторожно, внимательно.
Х.п: Нельзя рвать цветы, топтать траву, нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке, не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять, да гнезда птиц не разорять.
В природе все взаимосвязано, крепко держится в цепочке, ка вы в хороводе держитесь за руки. Но если руки отпустить, что образуется? (дырка). – И в природе, если пропадет одно из звеньев, то может случиться катастрофа.
Звучит грамзапись голоса природы:
Много жалоб накопилось у природы на людей.
Воды речек замутились, пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены на обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели соловей нам не споет.
Х.п: – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?
Дети: – Жалобная книга природы.
Х.п: – Правильно. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к вам, потому, что кто-то из лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?
Дети: – Помочь природе.
Х.п: – Боюсь, что мне одной не справиться. Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?
Дети: дают свое согласие
Х.п: – Ой, как я рада, спасибо вам! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите друг другу в глазки и улыбнитесь. Теперь я вижу, что вы настоящие друзья природы. – А сейчас, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).
Голос книги: – Ой, беда, беда, беда - Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил, Потом камнями завалил!
Х.п: – Ребята, муравьи являются санитарами природы. Кто знает, какие действия они выполняют?
Дети: дают свои предположения.
Х.п: - Верно. Представьте себе, что муравей как мама. Если мамы не будет, что произойдет? А если муравьи погибнут, что может случиться? Давайте муравьям поможем, камни снова на тропинку сложим.
Дидактическая игра «Тропинка» (от 1 до 10 и наоборот)
Дети: берут камни, рассматривают их, на них цифры, и раскладывают в правильном порядке.
Х.п:– Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их домик. Давайте узнаем – о чем же еще поведает нам книга жалоб?
Книга: (грамзапись голоса)
– Шум и гам в лесу стоит, в норках весь лесной народ сидит.
Почему их обижают, и в лесу спокойно жить мешают?
Х.п: - Ребята, в лесу появился злой волшебник, он вредит лесу и его обитателям.
Злой волшебник Противняк заявил сегодня так:
- Кто сегодня в лес придет, никого здесь не найдет.
Я с утра пораньше встал, всех зверей заколдовал.
Очень надо постараться, чтобы в этом разобраться.
Дидактическая игра «Заколдованные картинки»
Х.п: показывает детям картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).
Дети: угадывают и называют «заколдованных» животных по ушам, чьи это уши.
Грамзапись журчания ручья
Х.п: - Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет ручеек.
Слайд №1 «Изображение лесного ручейка»
Х.п: - Посмотрите внимательно, и послушайте, что с ним случилось?
Голос ручья: - Люди на природе отдыхали, веселились, загорали.
И не думая, бросали и обертки от конфет,
И разорванный пакет, и коробочки от сока,
От банана кожуру, от орехов скорлупу.
Практическое задание возле макета ручья
Х.п: педагог подзывает детей к макету и обращается к ним: - Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно вести в природе. Они разбросали мусор, бросили в ручей корягу, которая мешает течению ручья, на воде появились масляные пятна. Как вы думаете, откуда на воде масляные пятна? (от консервной банки). Что нужно сделать, чтобы помочь ручейку?
Дети: Очистить воду от масляной пленки нужно.
Х.п: - Чем мы можем очистить воду?
Дети: (предполагаемые ответы детей)
Х.п: - Здесь разбросано много бумаги, давайте попробуем ею убрать масло с воды. Как вы думаете, какая бумага будет лучше впитывать масло? Давайте попробуем. Салфетками получается гораздо лучше. Посмотрите, поверхность воды стала гораздо чище, нам осталось освободить течение ручейку и убрать мусор на его берегу.
Дети: Дети сортируют мусор по пакетам.
Х.п.: Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?
Дети: Он, будет скапливаться! Разрушать природу! Может загореться на солнце!
Слайд №2 «Изображение пожара в лесу»
Х.п.: Ребята, вы чувствуете запах? Где-то в лесу начался пожар. Вы не видите, где костер огня?
Дети: взглядом находят макет костра под макетом дерева и оповещают педагога.
Х.п: - Молодцы, как быстро вы с ориентировались. Давайте поможем лесным жителям потушить пожар! Будем пожарными, стройтесь быстрее в две колонны.
Дети: выстраиваются в две колонны.
Х.п: - У нас есть ведерки, первые игроки берут их и бегут до дерева, затем возвращаемся, передаем другим ребятам, а сами уходим назад. Приготовились, начали!
Игра-соревнование «Пожарные»
Х.п: - Молодцы! Потушили пожар. А что произошло с деревом?
Дети: У него не стало листьев из-за огня!
Х.п: Давайте ему поможем? Вы согласны?
Дети: Да!
Х.п: Посмотрите, на столах лежит зеленая бумага, ножницы и клей, нужно вырезать очень много листиков и приклеить их на ветки. Проходите, пожалуйста, за столы.
Дети: проходят за столы, на которых заранее расставлены материалы, и выполняют коллективное задание. Затем приклеивают листья к макету.
Х.п: - Посмотрите, наше дерево снова зазеленело! Как красиво стало в лесу! Вы такие молодцы! Я хочу, чтобы мы все вместе отдохнули и послушали голоса птиц! (Тишина). Вы кого-нибудь слышите? Что же случилось? Почему не слышно птичьего пения? Как вы думаете? Может нам поможет разобраться в этом жалобная книга? Давайте откроем следующую страницу.
Слайд №3 с «Изображением птицы»
Книга: (грамзапись голоса) - Надо птиц в лесу любить, и не надо их ловить.
Птичьих гнезд не разорять, в руки птенчиков не брать!
Х.п: (подзывает детей к макету дерева, на нем гнездо, под деревом сидит птенец). - Ребята, посмотрите, здесь птенцы выпали из гнезда. Надо помочь птицам вернуть птенцов в гнездо. Но, помните, что руками их трогать нельзя! Что будем делать?
Словесно-дидактическая игра «Посади птенчика в гнездо»
Дети: придумывают разные варианты, как выйти из сложной ситуации и выполняют задание.
Звучит фонограмма голосов птиц
Х.п: – Вот и запели птицы в нашем лесу. Слушайте внимательно, каких птиц вы услышали?
Дети: Дятел, кукушка, ворона, синица, сорока. (На дерево прикрепляются изображения птиц).
Х.П:- Молодцы, ребята и птицам смогли помочь.Вы наверное немного устали, давайте отдохнем.
Физкультминутка
Дети: |
проговаривают текст и выполняют действия согласно словам теста. |
Утром дети в лес пошли, По дороге гриб нашли, А за ним-то раз, два, три – Показались ещё три! И пока грибы срывали, Дети в садик опоздали, Побежали, заспешили И грибы все уронили! |
(шаг на месте) (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе) (наклоны туловища из стороны в сторону) (руки вперед, затем в сторону) (наклоны вперед, руки к полу) (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону) (бег на месте) (присесть) |
Х.п. –Кто же еще обратился к нам с просьбой, откроем следующую страницу.
Слайд №4 «Изображение животных»
Книга: (голос в грамзаписи) – Помощи просят лесные жители, их обижает Мальчик Гриша.
Сценка «Как зверюшки лес спасали»
Х.п.: Лесные зверюшки, скорее сюда!
Звери: (заяц, ёж, лиса, медведь) Что там случилось?
Х.п.: Случилась беда! В лес пришёл мальчишка, Злой разбойник Гришка!
Он деревья обижает, Птичьи гнёзда разрушает!
Звери: (все вместе) - Надо Гришку испугать,с Гришкой в «Эхо» поиграть!
Нужно проучить мальчишку, злого хулигана Гришку!
Х.п: Слышу: он идёт сюда! Прячьтесь, звери. Кто куда!
(выходит Гришка, напевая песню)
Гришка: - Я люблю в лесу гулять,Всех пугать и всё ломать!
Я цветы срываю, Гнёзда разрушаю! Вот я смелый какой!
Звери (вторят, словно, эхо): Ой-ой-ой!!!
Гришка: Кто там прячется в кустах?
Звери: Тах! Тах! Тах!
Гришка: На меня наводит страх…
Звери: Ах-ах-ах!
Гришка: Мне не страшно! Я не трус!
Звери: Трус! Трус! Трус!
Гришка: И тебя я не боюсь.
Звери: Юсь! Юсь! Юсь!
Гришка: Ой-ей-ей!Ай-яй-яй!Мама, мама, выручай!Я больше не буду
Цветочки срывать! Я больше не буду лес обижать! (убегает)
Х.п: - Ребята, вот и убежал наш мальчик Гриша. Я думаю, он теперь не будет в лесу безобразничать. Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу, помогает животным?
Дети - Лесник
Х.п:– Давайте, поможем леснику и установим в лесу знаки, которые помогут людям вести себя правильно в лесу (рассматривание и обсуждение знаков). Почему, нельзя так поступать, к каким последствиям могут привести разжигание костра, разбрасывание мусора. Что станет с детенышами диких животных, если их забрать домой.
Дети: дают ответы и расставляют знаки. Педагог следит за выполнением.
Х.п: - Молодцы. Ребята послушайте стихотворение о природе (грамзапись).
«Знают все взрослые, знают все дети, что вместе с нами живут на планете
Птицы и звери, леса, много рек, и доверяют тебе человек.
Ты – самый умный, а значит в ответе за все живое, что есть на планете».
Слайд №5 «Изображение веселой книги»
3 часть. Заключительная
Х.п: – Посмотрите, как рада книга, что закончились жалобы в лесу. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.
Х.п: – В благодарность, за вашу помощь природе я хочу вам подарить на память медали «Защитник природы!».
(педагог дарит детям медали). Занятие заканчивается.