Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5010 НОД с детьми старшего возраста «Интегрированное занятие с применением Здоровье-сберегающих и ИКТ технологий»

Опубликовано 25.03.2019

НОД с детьми стершего возраста «Интегрированное занятие с применением Здоровье-сберегающих и ИКТ технологий»

Автор: Артемова Е.И., воспитатель МБДОУ №47 города Белово, Кемеровская область

Тема: «Жалобная книга природы»

Форма организации: групповая, с применением таких образовательных технологий как Здоровье-сберегающих и ИКТ.

 Длительность: 25-30 минут.

 Цель: Формирование экологического самосознания детей через действия и  представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Задачи:

Образовательные: формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое».

Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы, умение самостоятельно находить решение проблемы; развивать логическое мышление, воображение, память, сообразительность.

Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Материал и оборудование:

Демонстрационные: книга «Жалобная книга природы», слайды с  изображением природы по содержанию НОД, фланелеграф, макет муравейника, макет ручейка, таз с водой, макет костра и дерева. Макет гнезда и игрушки птенцов, картинки птиц. Костюм и головной убор для педагога.

Раздаточные: карточки «живая – неживая» природа, кусочек мела, камни с цифрами,

картинки с изображениями ушей животных, мусорные пакеты, детские ведерки. Цветная зеленая бумага, ножницы и клей. Шапочки животных, знаки с правилами поведения в лесу, медали с эмблемой природы и надписью «Защитник природы» на каждого ребенка.

Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, грамзапись голоса природы, шума ручья, голосов птиц.

Предварительная работа: чтение произведений о природе, рассматривание

иллюстраций, проведение бесед и игр на экологическую тему, игры «Правила поведения в лесу», «Можно – нельзя», рассматривание иллюстраций с изображением лесных пейзажей, прослушивание грамзаписей со звуками природы.

Ход:

1 часть. Вводная, организационная

Педагог: в нарядном костюме природы, но без головного убора, подзывает детей ближе к себе и обращается к ним: - Ребята, к нам сегодня придет удивительный гость – сама Хранительница природы, я надеюсь, что мы с удовольствием проведем время, если будем очень внимательными, наблюдательными и отзывчивыми. Чтоб совершилось чудо, нам необходимо всем крепко взяться за руки и закрыть глаза. Готовы?

Дети: взявшись за руки, образуют круг, закрывают глаза, а педагог в это время отходит в сторонку, надевает головной убор – корону природы.

Звучит музыка и входит Хранительница природы (Далее коротко Х.п.) педагог в костюме.

2 часть. Основная

Педагог: -  Здравствуйте ребята, я – Хранительница природы! Ребята, а как вы думаете, что такое природа?

Дети: – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Х.п: – Посмотрите внимательно на картинки с изображением живой и неживой природы и разместите их на фланелеграфе. Справа картинки с объектами живой природы, слева - неживой.

Дети: выполняют самостоятельно задание.

Х.п: – Молодцы, справились с заданием. А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите?

Дети: - Мел.

Х.п: – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки?  Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети: – Мел раскрошился, его кусочки стали меньше, но он  остался мелом.

Х.п: – А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?

Дети: – Им будет очень больно.  Они погибнут.

Х.п: – Значит, как надо относиться к природе?

Дети: -  Бережно, осторожно, внимательно.

Х.п: Нельзя рвать цветы, топтать траву, нельзя обрывать с деревьев листву.

        В лесу ходить лишь по тропинке, не мять зеленую былинку,

       Животных надо охранять, да гнезда птиц не разорять.

В природе все взаимосвязано, крепко держится в цепочке, ка вы в хороводе держитесь за руки. Но если руки отпустить, что образуется? (дырка). – И в природе, если пропадет одно из звеньев, то может случиться катастрофа.

Звучит грамзапись голоса природы:

     Много жалоб накопилось у природы на людей.

     Воды речек замутились, пересох в лесу ручей.

     Стали чахнуть липы, клены на обочинах дорог.

     Скоро свои птичьи трели соловей нам не споет.

Х.п: – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?

Дети: – Жалобная книга природы.

Х.п: – Правильно. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к вам, потому, что кто-то из лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?

Дети: – Помочь природе.

Х.п: – Боюсь, что мне одной не справиться.  Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?

Дети: дают свое согласие

Х.п: – Ой, как я рада, спасибо вам! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите друг другу в глазки и улыбнитесь. Теперь я вижу, что вы настоящие друзья природы.  – А сейчас, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).

Голос книги: – Ой, беда, беда, беда - Пропала муравьиная  нора,

                 На муравейник кто-то наступил, Потом камнями завалил!

Х.п: – Ребята, муравьи являются санитарами природы. Кто знает, какие действия они выполняют?

Дети: дают свои предположения.

Х.п: - Верно. Представьте себе, что муравей как мама. Если мамы не будет, что произойдет? А если муравьи погибнут, что может случиться? Давайте муравьям поможем, камни снова на тропинку сложим.

Дидактическая игра  «Тропинка» (от 1 до 10 и наоборот)

Дети: берут камни, рассматривают их, на них цифры, и раскладывают в правильном порядке.

Х.п:– Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их домик. Давайте узнаем – о чем же еще поведает нам книга жалоб?

Книга: (грамзапись голоса)

– Шум и гам в лесу стоит, в норках весь лесной народ сидит.

   Почему их  обижают, и в лесу спокойно жить мешают?

Х.п: - Ребята, в лесу появился злой волшебник, он вредит лесу и его обитателям.

Злой волшебник Противняк заявил сегодня так:

- Кто сегодня в лес придет, никого здесь не найдет.

Я с утра пораньше встал, всех зверей заколдовал.

Очень надо постараться, чтобы в этом разобраться.

Дидактическая игра «Заколдованные картинки»

Х.п: показывает детям картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).

Дети: угадывают и называют «заколдованных» животных по ушам, чьи это уши.

Грамзапись журчания ручья

Х.п: - Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет ручеек.

Слайд №1 «Изображение лесного ручейка»

Х.п: - Посмотрите внимательно, и послушайте, что с ним случилось?

Голос ручья: - Люди на природе отдыхали, веселились, загорали.

                 И не думая, бросали и обертки от конфет,

                 И разорванный пакет, и  коробочки от сока,

                От банана кожуру, от орехов скорлупу.

Практическое задание возле макета ручья

Х.п: педагог подзывает детей к макету и обращается к ним: - Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно  вести в природе. Они разбросали мусор, бросили в ручей корягу, которая мешает течению ручья, на воде появились масляные пятна. Как вы думаете, откуда на воде масляные пятна? (от консервной банки).  Что нужно сделать, чтобы помочь ручейку?

Дети: Очистить воду от масляной пленки нужно.

Х.п: - Чем мы можем очистить воду?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Х.п: - Здесь разбросано много бумаги, давайте попробуем ею убрать масло с воды. Как вы думаете, какая бумага будет лучше впитывать масло? Давайте попробуем. Салфетками получается гораздо лучше. Посмотрите, поверхность воды стала гораздо чище, нам осталось освободить течение ручейку и убрать мусор на его берегу.

Дети: Дети сортируют мусор по пакетам.

Х.п.: Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?

Дети: Он, будет скапливаться! Разрушать природу! Может загореться на солнце!

Слайд №2  «Изображение пожара в лесу»

Х.п.: Ребята, вы чувствуете запах? Где-то в лесу начался пожар. Вы не видите, где костер огня?

Дети: взглядом находят макет костра под макетом дерева и оповещают педагога.

Х.п: - Молодцы, как быстро вы с ориентировались. Давайте поможем лесным жителям потушить пожар! Будем пожарными, стройтесь быстрее в две колонны.

Дети: выстраиваются в две колонны.

Х.п: - У нас есть ведерки, первые игроки берут их и бегут до дерева, затем возвращаемся, передаем другим ребятам, а сами уходим назад.  Приготовились, начали!

Игра-соревнование «Пожарные»

Х.п: - Молодцы! Потушили пожар. А что произошло с деревом?

Дети: У него не стало листьев из-за огня!

Х.п: Давайте ему поможем? Вы согласны?

Дети: Да!

Х.п: Посмотрите, на столах лежит зеленая бумага, ножницы и клей, нужно вырезать  очень много листиков и приклеить их на ветки. Проходите, пожалуйста, за столы.

Дети: проходят за столы, на которых заранее расставлены материалы, и выполняют коллективное задание. Затем приклеивают листья к макету.

Х.п: -  Посмотрите, наше дерево снова зазеленело! Как красиво стало в лесу! Вы такие молодцы! Я хочу, чтобы мы все вместе отдохнули и послушали голоса птиц! (Тишина). Вы кого-нибудь слышите? Что же случилось? Почему не слышно птичьего пения? Как вы думаете? Может нам поможет разобраться в этом жалобная книга? Давайте откроем следующую страницу.

Слайд №3 с «Изображением птицы»

Книга: (грамзапись голоса) - Надо птиц в лесу любить, и не надо их ловить.

Птичьих гнезд не разорять, в руки птенчиков не брать!

Х.п: (подзывает детей к макету дерева,  на нем гнездо, под деревом сидит птенец). - Ребята, посмотрите, здесь птенцы выпали из гнезда. Надо помочь птицам вернуть птенцов в гнездо. Но, помните, что руками их трогать нельзя! Что будем делать?

Словесно-дидактическая игра «Посади птенчика в гнездо»

Дети: придумывают разные варианты, как выйти из сложной ситуации и выполняют задание.

Звучит фонограмма голосов птиц

Х.п: – Вот и запели птицы в нашем лесу. Слушайте внимательно,  каких птиц вы услышали?

Дети: Дятел, кукушка, ворона, синица, сорока. (На дерево прикрепляются изображения птиц).

Х.П:- Молодцы, ребята и птицам смогли помочь.Вы наверное немного устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка

Дети:

проговаривают текст и выполняют действия согласно словам теста.

Утром дети в лес пошли,

По дороге гриб нашли,

А за ним-то раз, два, три –

Показались ещё три!

И пока грибы срывали,

Дети в садик опоздали,

Побежали, заспешили

И грибы все уронили!

(шаг на месте)

(наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)

(наклоны туловища из стороны в сторону)

(руки вперед, затем в сторону)

(наклоны вперед, руки к полу)

(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

 (бег на месте)

(присесть)

Х.п. –Кто же еще обратился к нам с просьбой, откроем следующую страницу.

Слайд №4 «Изображение животных»

Книга: (голос в грамзаписи) – Помощи просят лесные жители, их обижает Мальчик Гриша.

Сценка «Как зверюшки лес спасали»

Х.п.: Лесные зверюшки, скорее сюда!

Звери: (заяц, ёж, лиса, медведь) Что там случилось?

Х.п.: Случилась беда! В лес пришёл мальчишка, Злой разбойник Гришка!

Он деревья обижает, Птичьи гнёзда разрушает!

Звери: (все вместе) - Надо Гришку испугать,с Гришкой в «Эхо» поиграть!

Нужно проучить мальчишку, злого хулигана Гришку!

Х.п: Слышу: он идёт сюда! Прячьтесь, звери. Кто куда!

(выходит Гришка, напевая песню)

Гришка: - Я люблю в лесу гулять,Всех пугать и всё ломать!

        Я цветы срываю, Гнёзда разрушаю! Вот я смелый какой!

Звери (вторят, словно, эхо): Ой-ой-ой!!!

Гришка: Кто там прячется в кустах?

Звери: Тах! Тах! Тах!

Гришка: На меня наводит страх…

Звери: Ах-ах-ах!

Гришка: Мне не страшно! Я не трус!

Звери: Трус! Трус! Трус!

Гришка: И тебя я не боюсь.

Звери: Юсь! Юсь! Юсь!

Гришка: Ой-ей-ей!Ай-яй-яй!Мама, мама, выручай!Я больше не буду

     Цветочки срывать! Я больше не буду лес обижать! (убегает)

Х.п: - Ребята, вот и убежал наш мальчик Гриша. Я думаю, он теперь не будет в лесу безобразничать. Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу, помогает животным?

Дети - Лесник

Х.п:– Давайте, поможем леснику и установим в лесу знаки, которые помогут людям вести себя правильно в лесу (рассматривание и обсуждение знаков). Почему, нельзя так поступать, к каким последствиям могут привести разжигание костра, разбрасывание мусора. Что станет с детенышами диких животных, если их забрать домой.

Дети: дают ответы и расставляют знаки. Педагог следит за выполнением.

Х.п: - Молодцы. Ребята послушайте стихотворение о природе (грамзапись).

«Знают все взрослые, знают все дети, что вместе с нами живут на планете

Птицы и звери, леса, много рек, и доверяют тебе человек.

Ты – самый умный, а значит в ответе за все живое, что есть на планете».

Слайд №5 «Изображение веселой книги»

3 часть. Заключительная

Х.п: – Посмотрите, как рада книга, что закончились жалобы в лесу. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Х.п: – В благодарность, за вашу помощь природе я хочу вам подарить на память медали «Защитник природы!».

(педагог дарит детям медали). Занятие заканчивается.