Цель: Познакомить детей со свойствами воды. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о явлениях неживой природы;
- обобщить и уточнить первоначальные знания детей о воде и её свойствах
- учить детей в процессе опытов определять свойства воды, правильно их называть:
• вода прозрачная, бесцветная
• вода жидкая, может течь
• снег и лёд тоже вода.
- учить рисовать в смешанной технике (парафиновая свечка и акварель);
Развивающие:
-развивать любознательность и познавательную активность;
- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов
Воспитательные:
- воспитывать исследовательский интерес к природе путём создания проблемных ситуаций и постановки опытов;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Коррекционные:
- развитие глазодвигательной функции;
-развитие зрительно-моторной координации (глаза-рука)
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Методы и приёмы:
Игровой (сюрпризные моменты).
Практический (опыты)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материалы и оборудование:
Инвентарь для опытов: таз с водой, пустые стаканы (по количеству детей), соль, сахар, лимон, коктейльные трубочки, стакан с молоком, два кубика разного цвета.
Лист белой бумаги, кусочек парафиновой свечки, акварельные краски.
Ход занятия
Дети входят в группу. Здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, проходите за столы, у меня есть для вас один сюрприз! А что это, вы узнаете, когда закрасите волшебные листочки. Начинаем закрашивать свои листики голубой краской!
(Дети рисуют под музыку. Воспитатель обращает внимание на осанку и на правильность держания кисти).
(Когда дети закончили закрашивать листы, на них появляется снежинка, нарисованная парафиновой свечкой).
Воспитатель: Что у вас получилось? (Снежинка) А что же получилось у меня? Давайте посмотрим. ( слайд №2) У меня тоже получилась снежинка
Ребята, а как вы думаете, почему снежинка пришла к нам? В какое время года идет снег? (зимой). А почему? (потому что на улице холодно.) А летом может идти снег? Если мы снежинку положим на ладонь, что с ней случится? (растает). И что останется у нас на ладони? (капелька воды). Так вот почему снежинка в гости пришла, потому что снежинка – это замерзшая вода! И сегодня к нам в гости пришла снежинка вместе с капелькой. А капелька-то наша знакомая. Как ее зовут? Правильно Капитошка! Молодцы!
И мы с вами сегодня будем исследовать воду.
Воспитатель: Ребята, Капитошка предлагает вам сегодня побыть учеными. А вы знаете кто такие ученые?
(Ответы детей).
Воспитатель: Это такие умные люди, которые все изучают, ставят опыты. Ну что вы хотите стать учеными?
(Ответы детей).
Воспитатель: Хорошо, и как настоящие ученые мы тоже будем, сегодня ставить опыты и исследовать!
Воспитатель: И так, наша лаборатория по исследованию воды открыта. Начнем первый опыт:
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Перельём воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой? (она переливается из одного сосуда в другой). Возьмите стаканчики с водой, и вылейте ее в таз. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). И в каждом сосуде вода поменяла форму, т.е. стала такой же формы, как и стакан, банка.(Ответы детей).
Что же такое вода? Давайте расскажем Капитошке, какая она:
Вывод: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. И она не имеет формы.
Хорошо, правильно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, теперь приступаем к другому опыту. Мы уже узнали, что вода – это жидкость. А теперь, Капитошка предлагает, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Опыт № 2 «Вода не имеет запаха». (Дети, проходят к другому столу, на котором стоят стаканы с водой, в один капаешь сок лимона).
(Ответы детей).
Воспитатель: А почему она пахнет? А если в воду добавить любое варенье, как вы думаете, какой запах она будет иметь? Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Но она может менять запах, в зависимости от вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю, ребята, поиграть и представить, что вы капельки воды.
Физминутка:
Капля с капелькой летела, (берутся за руки, идут по кругу)
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
вот и лужа налилась! (расходятся, приседают)
Солнце лучиком играло, (взмахи руками перед собой, внизу)
в лужу тёмную попало,
солнцем греется вода, (встают, поднимают руки вверх)
улетает в никуда.
Выше неба не достать, (тянутся)
капли встретились опять, (берутся за руки, идут по кругу)
вместе держатся за ручки -
и плывут по небу тучки.
Воспитатель: Капитошка еще предлагает вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она?
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».
Далее детям предлагается вода соленая, сладкая, кислая. А почему она соленая, сладкая, кислая?
(Ответы детей).
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. Но она может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а вот Капитошка спрашивает,как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Опыт № 4 «Вода бесцветная».
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?
(Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: И так, ребята, вы молодцы! Вам понравилось быть учеными?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, что мы сегодня узнали о воде и расскажем Капитошке!
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить и она не имеет формы.
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, Капитошка сказала мне, что подготовила для вас еще один сюрприз с водой. После которого вы убедитесь, что вода на самом деле – волшебница. (Раздаются цветы из цветной бумаги с загнутыми лепестками и дети опускают их в воду. Наблюдают как лепестки раскрываются.) Итак, наша лаборатория закрывается, вы, ребята, молодцы потрудились на славу. Мы ещё сюда вернёмся, а сейчас давайте похлопаем друг другу и нашим гостям за внимание!
Литература
1. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.
2.Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006.
3.Султанова М. Простые опыты с водой. 2014.
4. Интернет ресурсы