Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5162 "Современные технологии музыкального воспитания и их использование".

Опубликовано 01.05.2019

Овчинникова Анастасия Константиновна,

МБДОУ №20 "Югорка",

ХМАО-Югра, г.Сургут,

учитель музыки

 

"Современные технологии музыкального воспитания и их использование".

 

 

Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание  профессионально-ориентированного любителя музыки

Программа воспитания и обучения в детском саду  предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие музыкального слуха,  певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальныхинструментах.

Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

- создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

- творческое развитие природной музыкальности ребенка;

- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

- помощь в формировании внутреннего мира и самопознания

(эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).

Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его    природной музыкальности – это не только путь к эстетическому  образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение  профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это,несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение,  ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. 

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических  движений, музыкально-дидактических игр.

Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства  новых информационных технологий.

Восприятие музыки:  демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество    композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами  искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только  иллюстрации, но и видео – ролики.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать  музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие  изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать   излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

Эвритмия

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. 
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и  музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие  способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии - развитие культуры движениядетей дошкольного возраста. 

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в  образы различных растений и животных, проживают явления природы,  имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся  чувствовать движение других. Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

          Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе  внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных. 
Эвритмия включает в себя: 
- ритмические игры; 
- упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики; 
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы); 
- пространственная ориентация; 
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным  сопровождением; 
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. 

Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной  образовательной организации. 

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками,  позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными  неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

Технология проектирования музыкально обогащённой среды.

При разработке материала и содержания музыкально – дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей ребёнка, необходимо учитывать и особенности музыкального развития дошкольника. Подбирая музыкальные произведения к играм необходимо помнить о том, что они должны быть доступны восприятию ребёнка старшего дошкольного возраста. Организуя любую музыкальную игру, в том числе музыкально –  дидактическую, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить своё «я».

Важным педагогическим условием, обеспечивающим успех  музыкального развития детей, является организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Образовательная среда должна  характеризоваться эмоциональным фоном, включающим творческую увлечённость, настрой на поиск, созидание. Творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, которая способствует появлению новых идей, замыслов, развитию чувства психологической защищённости, а также разнообразным и богатым предметным наполнением.

Требования к проектированию музыкальной среды:

1) создание условий для активного взаимодействия детей с любыми  пособиями, музыкальными инструментами — предметная среда должна быть со масштабна глазу, действиям руки и росту ребёнка;

2) оформление музыкальных мини – центров, уголков для детей старшего дошкольного возраста должно иметь дидактическую направленность;

3) каждый блок компонентов среды предусматривает ориентацию на представление всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие  музыки, воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к  музыкально-ритмической деятельности, творчество – пособия, побуждающие к творчеству и импровизации).

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств. Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры. Педагогическаясреда создаётся для предоставления детям возможности активной и разнообразной музыкально – творческой деятельности.

 Технологии музыкально-ритмического воспитания

(программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и                                       физического);

Цели и задачи:

- Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых  движений.

- Развитие музыкального слуха:музыкальных сенсорных способностей;

чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;

- слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в    соответствии с началом и концом музыки;

- способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

- Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных   навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.

- Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или  ребенком.

- Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.

- Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и  потешек.

          В данной технологии использую репертуар, представляющий собой  песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

Основной метод  музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ»  двигательных упражнений.  Учитывая особенности  детей к подражанию, я максимально выразительно и четко исполняю  ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество   движений детей. Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми.

 Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с   дошкольниками»    содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать  задачи программы дошкольного образования);

Элементарное музицировние дает возможность:

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации,    творчеству, умение фантазировать;

- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной    эстетической игре с инструментами;

- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к   сопереживанию;

- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Технологии обучения певческим навыкам  Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская  методика А.В. Зарубы,  помогают  педагогу в решении задач обучения певческим навыкам;

Я считаю главным воспитание у ребенка «чуткого музыкального уха» и эмоциональной отзывчивости – именно тех компонентов музыкальности, без которых невозможно приобщить ребенка к миру прекрасного, невозможно и целостное развитие личности.

Я поставила себе цель: воспитать музыкально-творческого ребенка.

Для достижения этой цели я определила для себя задачи:

1. Стимулировать творческую активность дошкольников;

2. Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом вокально-хоровых навыков;

3. Развивать музыкально-образное и ассоциативное мышление.

Технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на  целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. (концепция В. Петрушина)

Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а   

значит,  могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

 

Заключение

         Использование современных технологий музыкального развития  позволяют провести восприятие музыки через различные виды музыкальной деятельности: пение, обучение игре на детских музыкальных инструментах,  театрализация, пластическое интонирование.

Я считаю необходимым  применение наглядности с использованием  произведений живописи, игровых методов и приемов,  наблюдений и рассуждений о музыке.

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать следующие рекомендации:

 - формировать представления детей о современной музыке и культуре в целом;

 - обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными образцами современной музыки;

- побуждать активный интерес к музыке;

- воспитывать музыкальный вкус;

- приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности;

- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;

- стимулировать их нравственно- эстетические переживания и способность

к эмоциональной отзывчивости;

- побуждать к самостоятельным действиям и поиску ответов на вопросы;

- учить высказывать свои впечатления о музыке;

- развивать чувство уверенности в себе;

- разнообразить музыкальные впечатления детей.

Использованием различных методов и технологий,  описанных в данной работе, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал. Эту особенность детской памяти                           педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка – это его интерес. Так считают психологи, поэтому на протяжении всего дошкольного детства важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию, а не только получать ее от педагога.