Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5526 НОД "Осенний пейзаж" (старшая группа)

Опубликовано 13.11.2019

               

Конспект НОД «Осенний пейзаж» для детей старшего дошкольного возраста для ознакомления с произведением изобразительного искусства

СКАЧАТЬ (с фото)

 

                                                 Адиуллова Ирина Александровна

 

 

Пермь,  2019

     Конспект занятия: Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»

 

     Цель: развитие образного мышления, формирование эмоциональной культуры детей; умение видеть и воспринимать прекрасное, через ознакомление с репродукцией русского художника И. И. Левитана «Золотая осень»; в работе используется  первый этап структуры конспекта НОД по ознакомлению с произведением искусства.

    Задачи:

  1. 1.    Развивающая задача. Развивать связную речь детей (диалогическую, либо монологическую, доказательную). Умение делиться своими впечатлениями.
  2. 2.    Содержательная задача (изобразительно-выразительная). Обучить детей умению понимать, что изображено на картине.
  3. 3.    Воспитательная задача, т. е. воспитывать морально-нравственные качества, познавательные интересы или эмоционально-личностное формирование умения давать эстетическую оценку произведению.

 

Ход работы:

 

Этап, время

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

Метод-е указ.

1

В. показывает детям три картины (репродукции) различного жанра: пейзаж, портрет, натюрморт.

Свободное рассматривание картин (репродукций)

 

2

В. задает наводящие вопросы по содержанию картин. Спрашивает детей, чем отличаются репродукции?

Просит, поделится детей впечатлениями.

Пейзаж ассоциируется у детей с картиной природы, с изображением какой-либо местности.

Портрет ассоциируется у детей с изображением человека, его внешности.

Натюрморт ассоциируется у детей с какими-то предметами: цветами, фруктами…

 

3

В. знакомит детей с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Слуховое восприятие информации детьми, вопросы.

 

 

 

4

В. задает детям вопрос: «Дети, скажите, осень, какая?»

 

 

 

В. показывает репродукцию картины

 И. И. Левитана «Золотая осень» и спрашивает про жанр и время года, изображенное на картине?

 

 

Дети отвечают на вопрос, и дают свои варианты ответов. (Грустная, урожайная, пасмурная, теплая, красивая, желтая, золотая…).

 

Дети рассматривают репродукцию и определяют, что жанр картины пейзаж, время года осень.

 

5

В. знакомит детей с творчеством И. И. Левитана. Описывает краткую биографию русского художника-пейзажиста. Рассказывает о том, что Левитан очень любил русскую природу и за свою короткую жизнь написал много картин о красоте и богатстве нашей замечательной русской природы.

Дети внимательно слушают, возможно, задают дополнительные вопросы.

 

6

В. задает вопрос: «Дети, как вы думаете, какие материалы использовали художники для изобразительной деятельности?». В. в процессе диалога с детьми дополняет их ответы.

Дети дают варианты ответов. Краски, гуашевые краски, кисточки, карандаши, мольберты, доски...

 

7

В. предлагает разглядеть детям и понять картину, для этого он задает ряд вопросов:

  • Что изображено на картине?  «Посмотрите, говорит В., в левой части картины, близко к нам на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? Какие они?»

 

«А еще дальше, на заднем плане, видна группа березок. Ребята, а как называют такую группу берез?»

 

«Ребята, опишите, что еще изображено на картине?»

 

 

  • Где расположены изображённые на картине березы, речка, поля… (далеко или близко?).

 

 

 

В. помогает детям, хвалит. « Говорит, что перед глазами открывается русский простор: поля, роща, река. Небо на горизонте сходится с линией леса. Речка с высокими берегами пересекает картину вертикально.  На переднем плане она широкая, а дальше становится, все уже, справа от речки стоит одинокая березка. Травка на переднем плане, деревья далеко, потому что художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане»…

 

Чего больше на картине – неба или земли? «Да, отвечает воспитатель, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше».

 

  • Как вы думаете, что самое главное в картине? В. помогает в поиске ответа.

 

  • А как изобразил художник речку, небо, траву, солнце? «Может быть с помощью красок?» – спрашивает В.

 

В. помогает детям, также дает свое видение картины. «Речка тёмно-синяя, но дальше она становится все уже и светлее; одинокая березка справа яркая как «свечка», а за ней хоровод зелено-коричневых деревьев. Небо голубое, с белыми облаками.  Травка еще зеленая, но уже начала желтеть»…

 

  • Что в картине самое яркое? «В. хвалит детишек и акцентирует внимание на золотых березках, листва которых трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете».

 

Художник назвал свою картину «Золотая осень». Что этим хотел сказать художник? В. помогает детям и спрашивает: «Ребята, приглядитесь, есть тени от деревьев, а значит, есть солнышко. Оно светит, но уже не так ярко, потому что осень наступает!  Еще не тепло, но уже прохладно.

Осень, у нас ассоциируется с какими красками? Какого цвета осенью природа, листья деревьев?»

 

 

 

  • Ребята, давайте полюбуемся картиной. Посмотрите и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (В. указывает на то, что радость художник передал через тёплые краски, но он использовал и холодные тона, их меньше).  Какое настроение передал художник? В картине есть грусть или радость? Как это удалось художнику?

«В пейзаже нет грусти, отвечает В., наоборот настроение умиротворенное, спокойное. «Золотая осень» очаровывает красотой».

 

  • О чем мечтаешь, когда смотришь на картину? «В. хвалит деток и  объясняет, что именно так, через свою  картину, краски, художник рассказал нам о том, что ему больше всего понравилось в осенней поре».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, что изображены березки, описывают их.

 

 

Дети отвечают, что это березовая роща.

 

 

 

 

 

Ответы детей: березовая роща, речка, поля,  небо, трава, деревья...

 

 

Дети описывают свои впечатления, о том, что где расположено на картине. (Желтые березы  видны близко и вдалеке; речку видно близко, но она скрывается вдали; где-то на заднем фоне поля…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей (земли…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения. (Например, природа, золотые березки, осень!!!)

 

 

Дети соглашаются и дают свои ответы.

(Траву он изобразил желто- зеленой. Березовую рощу золотой. Небо, голубым, с белыми облаками…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. (Золотые березки, золотая роща…)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

(Осенью больше желтых красок, разноцветных, листья осенью и красные, и оранжевые, и даже золотые!!!)

Дети высказывают свои предположения по поводу названия картины.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

(радостные краски желтые, их больше…)

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

(Нет, отвечают дети, в картине нет грусти, настроение спокойное; мое настроение было и радостным и грустным, потому что…).

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. (Хочется поиграть с листьями, хочется вернуть эту прекрасную осень…)

 

 

 

 

 

     Итог работы: в ходе работы были достигнуты все три задачи. На основании развивающей и воспитательной задачи, в диалоге со сверстниками дети получили опыт равенства в общении; частично научились контролировать друг друга и себя; научились говорить более понятно, связано, задавать вопросы, рассуждать. В процессе освоения общения со сверстниками использовалась помощь воспитателя. В процессе реализации содержательной задачи, дети научились  развивать эстетическое восприятие произведения искусства, художественный вкус.