Шлыкова Елена Николаевна
воспитатель
МБОУ «СОШ №5» корпус 2
город Бийск, Алтайский край
Конспект организованной образовательной деятельности ФЭМП
СКАЧАТЬ (с таблицей)
Образовательная область Познавательное развитие ________________________________________________________
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа_____________________________________________________
Тема занятия: «Морское путешествие. Счет в пределах 10».
Концептуальные основы ООД
Цель: Закрепление начальных математических навыков в пределах 10 через игру путешествие.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Создать условия для совершенствования у детей навыка счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10.
- Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
Развивающие задачи:
- Закрепить умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.
- Развивать память, внимание, воображение, логику и мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, слушать и слышать задание с первого раза.
Словарная работа: активизировать в речи слово «многоугольник», канистра.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, поисково-исследовательская, продуктивна.
Форма проведения: игра-путешествия.
• Методы и приемы:
• Практический: имитация-создание воображаемой ситуации,
• Наглядный: рассматривание иллюстраций.
• Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
• Поощрение, рефлексия занятия.
Предварительная работа:
• Беседа о водном транспорте, о труде моряков.
• Чтение рассказов А. Митяев «Три пирата», Сахарнов С «Как достали якорь», «Самый лучший пароход».
• Моделирование корабля из конструктора,
• Просмотр мультфильмов о приключениях «Степа-моряк», «Трое на острове». Прослушивание музыки «Шум моря»
• Дидактическая игра «Рисуем по точкам», «Геометрическое лото», «Назови соседей числа».
Оборудование: Карта острова, морская ракушка, флешноситель, сундук, конфеты, магнитная доска, разрезные картинки пирата 3 шт. Лист бумаги с изображением корабля на каждого ребенка. Набор цифр для доски, цифры для каждого ребенка, картинки шкатулок с камнями для каждого ребенка, цифра 0 и 1, карточки с многоугольниками на каждого ребенка, рыбки желтые и красные на каждого ребенка.
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Вводная часть Цель педагога: создание игровой ситуации для мотивированного участия детей в ООД, активизация внимания детей. Цель детей: войти в игровую ситуацию, принять ее с целью подготовки к ООД.
|
В: Доброе утро ребята! Посмотрите сколько гостей пришло к нам. В: Давайте поздороваемся с гостями и поделимся нашим хорошим настроением. Д: здороваются. В: Возьмемся за руки и настроимся на работу. В и Д: В: Круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем налево, А потом пойдем направо. В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, Заниматься все начнем.
В: Ребята, я приготовила для вас подарок, но он пропал, и вместо него я нашла вот эту ракушку. Давайте потрогаем ее, посмотрим (наклоняю ракушку, оттуда выпадает флешноситель). Что это?
В: Для чего нужен этот предмет?
В: Как его применить?
В: Давайте попробуем, может что-то и узнаем. (Вставляю флешку в магнитафон, звучит голос пиратов).
«Ха-ха-ха! А ваш сюрприз у нас! Мы спрятали его в заколдованный сундук и увезли на далекий Остров! И вы никогда их не найдете, потому что для этого надо пройти много испытаний, очень трудных и хитрых! Но если вы не испугаетесь и проявите свои знания, умения и сообразительность, то у вас все получится! Хи-хи-хи!».
В: Кто же мог оставить нам такое послание? Чтобы узнать, давайте подойдем к столу соберем разрезные картинки и узнаем кто это. (дети собирают картинки)
В: Кто изображен на картинках?
В: Это пираты забрали наш сюрприз. Ну что, мы их не испугаемся? В: Тогда отправимся на поиски приключений! А на чем? Пройдите за стол. В красной тарелочке возьмите карточку зеленного цвета, простой карандаш. Переверните ее. Каждой точке соответствует своя цифра. Соединив их по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами отправимся в путешествие. В: Что у нас получилось?
В: Поменяйтесь листочками, проверьте друг друга, получился корабль.
В: А какой это вид транспорта?
В: приглашаю вас в морское путешествие на корабле, к Острову пиратов, на поиски пропавшего подарка. Готовы?
|
Дети подходят к воспитателю. Становятся в круг.
Д: флешка Д: ответы детей Д: Нужно вставить флешку в магнитофон.
Дети подходят к столу
Д: Пираты
Д: Нет Дети садятся на заранее подготовленные места. Дети выполняют задание.
Д: корабль.
Дети проверяют друг друга
Д: водный.
Д: Да |
|
||
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Основная часть Цель педагога: создание условий для интеллектуального развития дошкольников, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Цель для детей: принятие поставленных задач, их постепенное решение с увлечением и интересом.
1, 2, 3, 4, 5- все умеем мы считать Раз! Подняться потянутся Два! Согнуться разогнуться Три! В ладоши три хлопка Головою три кивка На четыре руки шире Пять руками помахать Шесть на место тихо сесть
. |
Звучит музыка «Звуки моря» В: Чувствуйте, как наш корабль наклоняется вправо, влево, вперед, назад. В: Смотрите! Какая на нас идет большая волна. Она забросила нам что-то в наш корабль. Воспитатель берет в руки сверток. В: Что же это такое? В: Это карта. Это же схема островов! С ней нам проще будет найти похищенные сокровища. В: На что похожи острова?
В: Какой формы первый остров?
В: Назовите место, где расположен этот остров на карте?
В: А называется этот остров «Цифроград». Как вы думаете, кто на нем живет?
В: Правильно, цифры! В: Ребята посмотрите, на острове недавно был шторм! И все цифры перемешались. Необходимо расставить числа в нужном порядке. (цифры вокруг карты) Д/И «Расставь числа по порядку» (Работа с числовым рядом от 1 до 10.) В: Составить числовой ряд от 1 до 10. В: Вам ребята помогут ваши таблички с цифрами. Они лежат на столе в прозрачной тарелочке (Прямой, обратный счет. (все вместе) В: С чего начинается числовой ряд? (Продолжаем числовой ряд все вместе) В: Посчитайте от 2 до 6, от 7 до 10, от 9 до 5, от6 до 2. (Дети считают, опираясь на числовую линейку.) -Назовите число, идущее после числа 2, 6.
-Назовите число, стоящее перед числом 2. -Я загадала число, если к нему прибавить 1, то получится 7. Какое число я загадала?
-Я загадала число, если от него отнять 1, то получиться 4. Какое число я загадала?
В: Какие вы у меня молодцы! Мы сумели обойти этот остров. Продолжаем наше путешествие.
В: Мы приближаемся к следующему острову. Это остров «Составляйка». Какой формы остров?
В: Что вы знаете о треугольнике?
В: Назовите местонахождения его на карте.
В: Это остров не простой, а остров Морского царя. У него много красивых ракушек и драгоценных камней. Но считая свои драгоценные камни в шкатулке, уронил ее и часть камней рассыпались. В: Поможем царю собрать драгоценные камни? В: У вас на столах в желтых тарелочках лежит шкатулка и карточки с драгоценными камнями. У меня на доске такая же шкатулка, только больше. В: Эта шкатулка похожа на домик. Правда?
В: Наш домик многоэтажный. Назовите № шкатулки?
В: Ребята, часть камней остались на месте, а часть рассыпались, нам нужно заполнить пустые ячейки. Чтобы вместе они составляли число 10. Для этого у вас в красной тарелочке есть карточки с камнями. В: Сначала посчитаем, сколько этажей?
В: На каждом этаже сколько ячеек?
В: Молодцы. На первом этаже в пустую ячейку какую карточку положим? Сколько на ней должно быть камней?
В: Правильно, карточка с одним драгоценным камнем. А вместе сколько получилось камней на первом этаже? 1 и 9, а вместе 10
2 и 8, а вместе 10
3 и 7, а вместе 10
4 и 6, а вместе 10
5 и 5, а вместе 10
В: Молодцы, вы помогли Морскому царю, вернуть на место его драгоценные камни.
В: Ребята, мы хорошо с вами потрудились. Давайте немного отдохнем.
Физ. минутка.
В: Продолжаем наше путешествие. В: Мы приближаемся к следующему острову. Какой формы остров?
В: Назовите его местонахождение на карте.
В: Ребята пока мы путешествовали, у нас закончилось топливо. А вот, чтобы получить топливо нам надо выполнить задание на этом острове. В: Послушайте, задачу. У нас с вами была одна канистра с топливом. Ребята, что такое канистра? В: Правильно. Одну канистру с топливом мы истратили. Сколько осталось у нас топлива? В: Правильно. (воспитатель вывешивает цифру 0 и 1) В: Сказал веселый, круглый ноль Соседке-единице: - С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице! Она окинула его Сердитым, гордым взглядом: - Ты, ноль, не стоишь ничего. Не стой со мною рядом! Ответил ноль: - Я признаю, Что ничего не стою, Но можешь стать ты десятью, Коль буду я с тобою. Так одинока ты сейчас, Мала и худощава, Но будешь больше в десять раз, Когда я встану справа. В: Так, где ребята должен стоять 0, чтобы 1 стала больше в десять раз?
В: Сколько цифр обозначает число 10?
Как называются эти цифры?
В: Покажите на своих карточках число 10. Молодцы!
В: Продолжаем наше путешествие, нам осталось совсем недалеко. Остров Сокровищ уже близко. В: Смотрите, ребята какой же формы этот остров.
В: Назовите его местонахождение на карте.
В: Мне кажется, мы добрались! Смотрите, Остров пиратов! Они оставили нам последнее задание. Только тогда мы попадем на остров Сокровищ. В: Они оставили подсказку. (надпись на острове: «Как наш остров Сокровищ можно еще назвать?».) В: Ребята, наши острова — это геометрические фигуры. Какая это фигура?
В: Сколько углов в треугольнике?
В: Хорошо
В: Какая это фигура?
В: Правильно это квадрат, а сколько у него углов?
В: Как еще его можно назвать?
В: Какие четырехугольники здесь еще есть?
В: Правильно. Как вы думаете, есть ли такие фигуры, в которых углов больше, чем четыре?
В: У нас на карте есть такая фигура?
В: Правильно, это остров Сокровищ. Посмотрите внимательно и скажите, чем он отличается от четырехугольника?
В: Правильно. Его называют пятиугольником. Давайте вместе посчитаем углы у этой фигуры. (Воспитатель указкой показывает углы, дети считают. Теперь вы знаете, что это ...) Теперь возьмите голубые карточки у вас в красной тарелочке, переверните их и посчитайте сколько углов у ваших фигур. (у детей карточки с одной фигурой, у каждого своего многоугольника). Воспитатель спрашивает 2-3 детей. В: Поднимите карточку у кого нарисован пятиугольник. Теперь у кого шестиугольник. У кого семиугольник? В: У вас у всех разные фигуры 5-6-7 угольники. Их можно назвать одним словом, каким? Д: многоугольники. В: Давайте проверим правильно ли мы ответили, на карте есть надпись на острове Сокровищ. Отправляемся вперед! (Воспитатель разворачивает надпись на карте) В: Да ребята, вы правы. Фигуры, у которых больше четырех углов – многоугольники. В: Теперь осталось сказать волшебные слова! «крибли, крабли, бумс». Закрываем глаза и повторяем все вместе: «крибли, крабли, бумс». А вот и наш сундучок! Как вы думаете, что в нем?
|
Д: на геометрические фигуры. Д: квадратной.
Д: в верхнем правом углу.
Д: Цифры.
Д: с 1
Д: 3, 7 Д: 1 Д: 6.
Д: 5.
Д: Остров имеет форму треугольника.
Д: У треугольника 3 стороны, 3 угла.
Д: В верхнем левом углу.
Д: Да
Д: Да Д: 10
Д: 5 Д: 2
Д: карточка с одним драгоценным камнем.
Д: 10 Дети распределяют карточки в пустые ячейки.
Д: прямоугольник Д: Остров находится на середине карты.
Д: ответы детей Д: 0
Д: справа Д: две Д: 1 и 0 Дети показывают число 10
Д: У этого острова форма ромб
Д: нижний правый угол
Д: Треугольник. Д: 3
Д: квадрат Д: 4
Д: Четырехугольник
Д: прямоугольник, ромб.
Д: Да
Д: Да, остров Сокровищ.
Д: у него 5 углов.
Дети выполняют задание
Дети поднимают карточки
Дети проговаривают слова
Д: конфеты
|
|
||
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Заключительная часть. Цель педагога: обеспечение постепенного перехода от повышенной мышечной деятельности ребенка к спокойному состоянию; помочь детям провести рефлексивный анализ своей деятельности. Цель для детей: испытание чувства удовлетворения от активной двигательной деятельности; проведение рефлексии своей деятельности.
|
В: Скажите, вам понравилось это приключение? Было трудно? А что вам больше всего запомнилось?
В: Посмотрите, на столе в красной тарелочке у каждого есть картинки рыбки красной и желтой. Если вам в сегодняшнем путешествии все понравилось, и было легко справляться с заданиями, то покажите мне желтую рыбку, а если было трудно, то красную.
В: Спасибо ребята, я вас благодарю, мне с вами было очень интересно, вы все сегодня молодцы! |
Ответы детей
Дети показывают свою рыбку. |