Адаптация детей к детскому саду
Васильева Светлана Олеговна
воспитатель МБДОУ «Дюймовочка»
п.г.т Итатский Кемеровская область
Поступление ребенка в детский сад это новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, так как новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка, и для его родителей. Ведь для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от матери, необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой адаптационный потенциал.
Задача родителей на этом этапе – помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга.
Задача ДОУ – оказать родителям ребенка психолого-педагогическую помощь, направленную на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка.
Формы такой помощи могут быть разнообразными: это консультирование родителей (индивидуальное и групповое), практикумы, тренинги, совместные игровые занятия детей, их родителей и специалистов ДОУ, праздники «Давайте познакомимся».
Работу с родителями по адаптации к ДОУ мы проводим в три этапа.
На первом этапе проводим родительское собрание, на котором представляем ДОУ, показываем группы для детей раннего возраста. Основная цель данного собрания – активизировать заинтересованность родителей будущих воспитанников в дальнейшем сотрудничестве. Это помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно. Также родителям сообщаем об особенностях начала посещения ребенком детского сада (адаптации), вручаем памятки “Первые шаги ребенка в детский сад».
Проводим индивидуальные консультации, которые на данном этапе работы имеют три цели:
- в ходе беседы собрать информацию о семье;
- выявить отношение родителей к поступлению в детский сад;
-установить партнерские, доброжелательные отношения;
- выяснить индивидуально-личностные привычки ребенка, насколько ребенок приучен к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
По итогам анкетирования определяем степень субъективной готовности к поступлению ребенка в детский сад, даем родителям соответствующие рекомендации.
На втором этапе проводим совместные игровые занятия с мамами и детьми в условиях ДОУ, в ходе которых решается множество задач:
- создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности;
-обогащение чувственного восприятия и всей деятельности детей;
-создание эмоционально-положительного контакта с каждым ребенком и др.
В занятиях используем адаптационные игры, а также игры, направленные на сенсорное развитие, физическое развитие и развитие речи.
На третьем этапе ребенок начинает посещать ДОУ (сентябрь-октябрь). Мы консультируем родителей о процессе и результатах адаптации ребенка к новым условиям, а также в оказываем психолого-педагогическую помощь в разрешении сложных случаев, связанных с адаптацией ребенка к ДОУ, выявлении причин дезадаптации.
Таким образом можно рассматривать два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт ребенка и внешняя адекватность поведения . Показателями успешной адаптации являются :
- уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие,
-положительная динамика нервно-психологического развития.
И только тогда, когда ребенок спокойно засыпает и спит положенное ему время, ест с аппетитом, спокойно общается с детьми и взрослыми, играет, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.
Использованная литература:
- Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста" :Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
- Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
- Заводчикова О.Г.'' Адаптация ребёнка в детском саду :взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи :пособие для воспитателей ''. – М.: Просвещение.2007. – 79 с.
- Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа , психолого –педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград : Учитель, 2010.- 127 с.