Аристархова Елена Александровна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад №67 "Виктория",
г.Смоленск
Педагогический проект
Тема: «Вместе – дружная семья»
СКАЧАТЬ (полный материал)
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
(В.А. Сухомлинский)
Актуальность проекта
Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.
Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально - личностной направленности «Вместе – дружная семья»
(Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект, творческоевзаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на социально- личностное развитие детей).
Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений. Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
Задачинаправленные на педагогов:
*установить доверительные партнерские отношения с родителями
*объединить усилия для развития и воспитания детей
*повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и развития детей
* активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком
* ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада
направленные на родителей:
*совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка
*формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность
*наполнение жизни семьи созидательной энергией
направленные на детей:
*формирование понятия «семья»
*воспитание добрых, доброжелательных и заботливых отношений к членам семьи, другим детям группы
*получать удовольствие от совместной деятельности с родителями, детьми
Тип проекта: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный (познавательно-досуговый)
Участники проекта: педагоги, родители(законные представители), дети 1-ой младшей группы «Капельки»
Сроки реализации: в течение года (сентябрь – май).
Ожидаемый результат:
1.Создание системы комплексной работы с родителями по определенной теме.
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
3. Родители становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса
4.Заложена база для формирования доброжелательных, дружеских взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, детьми в группе
№ |
Форма работы |
Дата проведения |
Участники проекта |
|
I этап – подготовительный |
||||
1
2
3
4
5
6
7
|
Анкетирование родителей (приложение № 1) Родительское собрание «Дети 2-х лет. Какие они? Знакомство родителей с формами совместной деятельности и совместный выбор тем и форм взаимодействия Обработка полученной информации Подбор необходимой литературы Подготовка наглядно-информационного материала Разработка конспектов совместных творческо-игровых мероприятий (воспитатели-родители-дети)
|
октябрь |
Воспитатели |
|
II этап –основной |
||||
Блок совместных мероприятий |
||||
1 |
Создание сайта группы «Капелька» в соц.сетях |
ноябрь |
родители |
|
2 |
Сбор материала и оформление «Семейного альбома» (семейное фото + мини сочинение «Наш ребенок») |
ноябрь |
родители воспитатели |
|
3 |
Совместная познавательно-игровая деятельность «Здравствуй, Зимушка-зима!» (приложение № 2) |
декабрь |
воспитатели родители дети
|
|
4 |
Участие в выставке совместных новогодних поделок «Символ года» |
декабрь |
родители дети |
|
5 |
Совместная творческо-игровая деятельность «Волшебные рукавички» (приложение № 3) |
январь |
воспитатели родители дети |
|
6 |
Подбор материала и оформление фотогазеты «Лучше папы друга нет» |
февраль |
родители воспитатели |
|
7 |
Мастер-класс «Волшебные ладошки» (приложение № 4) |
февраль |
воспитатели родители |
|
8 |
Подбор материала и оформление фотогазеты «Мама-солнышко моё» |
март |
родители воспитатели |
|
9 |
Совместный праздник с мамами «Маму поздравляем» |
март |
воспитатели муз.руководитель родители дети |
|
10 |
Родительская встреча в форме деловой игры «Речевое развитие детей 2-3лет» (приложение № 5) |
март |
родители воспитатели |
|
11 |
Выставка совместных семейных рисунков «Весеннее настроение» (рисуем ладошками всей семьей) |
март- апрель |
родители дети |
|
12 |
Подготовка и проведение совместного развлечения «Ярмарка игрушек») (приложение № 6) |
апрель |
воспитатели муз.руководитель родители дети |
|
Блок педагогического просвещения родителей |
||||
1 |
Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Ширма-раскладушка «Как воспитывать ребенка без криков и наказаний» Памятка для родителей «Как стать идеальными родителями. Золотые правила воспитания» |
ноябрь |
|
|
2 |
Ширма-раскладушка «Как обеспечить безопасность ребёнка до 3 лет дома» Консультация «Чем занять ребёнка дома» Буклет «Вечерние игры» |
декабрь |
|
|
3 |
Консультация «Конструирование из строительного материала» Ширма-раскладушка «Что рисовать с ребенком в возрасте 2-3 лет» |
январь |
|
|
4 |
Ширма-раскладушка «Роль отца в воспитании ребенка» Консультация «Воспитание художественным словом» |
февраль |
|
|
5 |
Консультация «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Ширма-раскладушка «Развитие речи ребёнка 2-3 лет» Игротека «Говорушки» |
март |
|
|
6 |
Ширма-раскладушка «Какие игрушки нужны ребёнку 2-3 лет» Консультация «Фольклор и речевое развитие малыша» |
апрель |
|
|
7 |
Ширма-раскладушка «Май стучится к нам в окно. Наблюдения в природе» Буклет «Чем занять ребёнка на прогулке» Консультация «Досуг с ребенком на природе» |
май |
|
|
Блок взаимодействия с детьми |
||||
1 |
Дидактические игры «Устроим кукле комнату» «Купание куклы Кати» «Оденем куклу на прогулку» «День рождения куклы» «Кукла заболела» «Как можно порадовать медвежонка»
|
в течение учебного года |
воспитатели дети |
|
2 |
Чтение художественной литературы Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь», «Спала кошка на крыше…» «Три медведя» В.Берестов «Больная кукла», «Котенок», «Курица с цыплятами» С.Капутикян «Маша обедает», «Все спят» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке» А.Барто «Девочка–рёвушка» М.Лермонтов «Спи, младенец…» Е.Благинина «Мама спит…» Сказки «Репка», «Козлятки и волк», «Теремок»
|
|
|
|
3 |
ИЗО «Галстук для папы» «Корзина с цветами для мамы» (коллективная работа рисование ладошками) «Платье для мамы» «Приглашаем всех на чай» (коллективная работа – лепка с элементами аппликации) «Подарки зверятам» «Веселые ладошки» (рисование ладошками для мастер-класса с родителями)
|
|
|
|
4 |
Игры-инсценировки «Добрый вечер, мамочка» «Веселые котята» (по мотивам англ. песени «Перчатки») |
|
|
|
5 |
Игровые проблемные ситуации |
|
|
|
III этап – заключительный |
||||
1 |
Презентация проекта на педагогическом совете |
апрель |
|
|
2 |
Родительская встреча «Вот и год прошел» (подведение итогов, рефлексия, награждение самых активных семей и т.д.) |
май |
|
|
Приложение № 2
Конспект совместной познавательно-игровой деятельности
(педагог, родители, дети).
Тема: «Здравствуй, Зимушка-зима»
Ход встречи
В гости к детям приходит Снеговичок. Сообщает ребятам, что он волшебный Снеговик и может творить чудеса. Только вот в группе очень жарко, он боится растаять и поэтому предлагает ребятам пройти в музыкальный зал, а группу проветрить. По возвращении детей в группе их ждут мамы.
Снеговик: Я чуть-чуть поколдовал, мам в группу я собрал. Давайте поздороваемся с мамами: «Добрый вечер, мамочка!».
Дети приветствуют мам, обнимают их.
А теперь давайте сделаем с вами большой круг и возьмемся за руки. А чтобы наша встреча радостнее прошла, давайте скажем такие слова: «Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся, будем вместе мы дружить, нашей дружбой дорожить!» Снеговик: А скажите мне, ребята, какое сейчас время года? (Если дети затрудняются с ответом, просит помочь родителей). А как вы догадались, что сейчас зима? (Ответы детей). А что вы любите делать зимой? Я принес для вас снежки и предлагаю с ними всем вместе поиграть.
Игра в снежки.
Ну как, не замерзли вы от моих снежков?
Проводится игра-танец под музыкальное сопровождение «Ох, как холодно зимой» (выполняются движения в соответствии с текстом песни).
Вы, ребята, молодцы! Я рад, что вы не боитесь зимушки и любите играть и веселиться. Пришла пора покататься на саночках. Прокатите, мамочки, своих дочек и сыночков на саночках.
Игра «Санки» (под музыкальное сопровождение «Вот зима, кругом бело…»).
Воспитатель: «Спасибо тебе, Снеговичок, за такие веселые игры! Ребята, а давайте расскажем Снеговичку, что мы сегодня на прогулке лепили из снега. (Колобков).
Снеговик: А какие у вас колобки получились? (Ответы детей: круглые, большие и маленькие, снежные…). А вам нравится сказка про колобка? Я немножко поколдовал и превратил ваших мам в настоящих артистов, и они сейчас вам покажут сказку «Колобок». Усаживайтесь поудобнее на ковре. Сказка начинается…
Показ сказки «Колобок» (родители).
Воспитатель: Спасибо тебе большое, Снеговичок, что собрал нас сегодня всех вместе и научил нас вместе играть и веселиться! Ребята, вам понравился сегодняшний вечер? А мамам понравились у нас в гостях? Давайте крепко-крепко обнимем своих любимых мамочек.
Давайте, ребята, скажем «спасибо» Снеговичку и нашим любимым мамочкам за чудесный вечер.
А теперь давайте опять сделаем большой круг и крепко возьмемся за руки. Как хорошо провели мы сегодняшний вечер все вместе. Как рады наши дети встрече с вами, как довольны мамы от совместных игр, как рады мы-педагоги, что всем вам с нами хорошо. Чувствуете, какие теплые ладошки у Вашего соседа. Вот и побежали ручейки тепла, добра и дружбы из одной ладошки в другую и подружили всех нас: теперь мы с вами - одна большая дружная семья! До новых встреч!!!
Приложение № 3
Конспект совместной творческо-игровой деятельности (педагог, родители, дети).
Тема:«Волшебные рукавички»
Ход встречи
Дети встречают родителей в группе, приветствуя их: «Добрый вечер, мамочки и папочки! Мы очень рады вам!
Дети и взрослые становятся в общий круг, взявшись за руки и говорят совместное приветствие: «Крепко за руки возьмемся, мы друг дружке улыбнемся. Очень рады мы гостям, хорошо всем вместе нам!».
Воспитательль: Ребята, вы рады, что к нам в группу пришли ваши мамы и папы? Я гляжу на ваши радостные лица. И мне тоже хочется улыбаться вместе со всеми. Как здорово, когда у всех хорошее настроение! Ой! Мне кажется, что я слышу чей-то плач, Кто же это плачет? Что случилось? (Из-за двери раздевалки доносится чей-то плач). Пойду посмотрю, кто же плачет. (Находит за дверью плачущего зайчика, заносит его в группу).
-Заинька, что с тобой случилось? Почему ты плачешь? (зайка сообщает, что он замерз, у него отмерзли лапки, пока он бегал по снежочку).
-Бедный заинька, не плачь! Мы тебя пожалеем и отогреем твои лапки.
Проводится упражнение «Пожалей зайку, скажи ему добрые слова». Зайка передается по кругу от одной пары (родитель-ребенок) к другой и по очереди выслушивает каждую пару.
-Заинька, сейчас нельзя бегать раздетым!
-А почему?
-Ребята, объясните заиньке, почему сейчас нельзя ходить раздетым. (объяснения детей).
-Ребята, а что нужно надевать на руки, чтобы они зимой не замерли? (Рукавички).
-А что такое рукавички? (Ответы детей).
-Ой-ой-ой! А я что-то такое похожее нашел. (Показывает большую красную рукавицу) Интересуется у ребят, не они ли потеряли). Выясняют, что это рукавица Деда Мороза.
Проводится игра «Передай рукавицу» (под музыку рукавица передается по кругу, у кого остается рукавица по окончанию музыки, та пара - родитель и ребенок - выходят в круг танцевать). Игра проводится 3-4 раза.
Воспитательль: Какая веселая рукавица у Дедушки Мороза! Видишь, заинька, она может и поиграть, и согреть. Ой, ребята, а мне кажется, что эта рукавица еще и волшебница. Посмотрите, она же была пустой, а сейчас в ней что-то есть (из рукавицы видны ленточки, на которые прикреплены трафареты рукавичек). Давайте узнаем, что же там? (Предлагается каждой паре вытянуть ленточку). Это же рукавички! Откуда они взялись?
Зайчик: Это я сказал рукавичке свое желание: чтобы у моих лесных друзей появились рукавички, и они больше не морозили свои лапки.
Воспитатель: Вот обрадуются твои друзья, заинька! А вот если бы рукавички стали веселее, зверятам стало бы еще радостнее. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (ответы детей). А вы могли бы доставить радость лесным зверятам? Тогда усаживайтесь за рабочие места и начинаем творить.
Творческая совместная работа дети-родители «Укрась рукавички». Каждая пара по своему усмотрению украшает рукавички (аппликация + отпечаток ладошки с обратной стороны рукавички). Во время выполнения работы зайка подбадривает и хвалит всех. По окончании – благодарит, хвалит за то, что все такие добрые и заботливые, не оставили в беде заиньку и его друзей.
Показ кукольного спектакля «Рукавичка» (родители).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть и веселиться вместе с мамами и папами? А вы, мамы и папы, довольны нашей встречей?
Дети крепко обнимают родителей и приглашают их еще в гости.
Приложение № 4
«Волшебные ладошки»
(Мастер-класс)
Добрый вечер! Сегодня мы собрались с вами в том уютном и красивом кабинете творчества, чтобы поговорить о нетрадиционных техниках рисования. Какие техники известны Вам? Какие из перечисленных техник можно отнести к нетрадиционным и почему? Давайте попробуем разобраться, почему в раннем возрасте так много внимания уделяют именно нетрадиционным техникам, в чем же секрет?
Нетрадиционные техники рисования для детей 2 – 3 лет – это прекрасный способ привить ребенку любовь к рисованию, искусству. Научить его творчески подходить к восприятию мира и изображению тех или иных предметов на бумаге. Данные техники позволяют малышу быстро и легко в игровой форме освоить рисование и получить новые знания. Именно в столь юном возрасте дети начинают воспринимать мир с эстетической точки зрения. У них формируется впечатление о форме предметов, сенсорных и выразительных признаках различных явлений и живых объектов. И, конечно же, им понадобится помощь взрослых, людей, которые с ними проводят слишком много времени, – родителей, воспитателей. Не секрет, что лучшей формой обучения ребенка любому занятию или же подачи ему новой информации является игровая форма. Это относится и к рисованию. Ведь именно изображая понравившийся предмет или объект, ребенок и учится познавать мир. Все детки без исключения начинают рисовать очень рано. В этом возрасте они еще не задумываются над тем, правильно ли они это делают, а просто фантазируют и творят себе в удовольствие. Задачей взрослых является поддержать их порыв, постараться сохранить интерес к изобразительному искусству, не допустить появление страха сделать что-то не так, который, в более старшем возрасте, может привести к тому, что ребенок просто перестанет рисовать. Во избежание столь нежелательного эффекта ребенку, особенно в этом возрасте, ни в коем случае нельзя навязывать общепринятые стереотипы, исключая, тем самым, возможность его самовыражения. Именно с этой целью в младших группах детского сада и применяют нетрадиционные техники рисования.
Что можно применить с детьми 2 – 3 лет на занятиях по рисованию? Нетрадиционные техники рисования для детей 2 – 3 лет – это самые простые способы изображения предметов или объектов при помощи различных материалов. Сюда относятся: рисование ладошками; рисование пальчиками; оттиск листьями или печатками; тычок жесткой кисточкой; пластилинография.
Сегодня мы более подробно остановимся на рисовании ладошками. Для такого рисования нужны только широкие емкости с гуашью разных цветов, бумага и салфетки, чтобы вытирать ручки. Деткам более старшего возраста понадобится еще и кисть, но малышам она не нужна. Ребенок просто опускает ладошку в емкость с понравившимся цветом краски и затем оставляет отпечаток на бумаге. При подсказке взрослого может получиться фантастическое существо, зверь или цветок. Все зависит от того, в каком порядке будут находиться на бумаге отпечатки
Такое рисование способствует раннему развитию творческих способностей малыша, учит выражать свои впечатления и эмоции, различать и называть основные цвета. Незаметно у ребёнка будет развиваться аккуратность и правильная координация движений; наглядно-образное и логическое мышление; зрительное восприятие и произвольное внимание.
Ваш маленький художник будет с удовольствием рисовать и даже сможет придумать собственную картинку!
Древняя китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай попробовать, и я научусь». Как Вы, наверное, уже догадались, мы сегодня будем пробовать. Обратите внимание, что приготовлено для работы и на консистенцию краски: она должна быть не слишком густой и не слишком жидкой.
Я предлагаю Вам опустить ладошку в выбранную Вами краску и рассказать о своих ощущениях. (Обмен впечатлениями от ощущений, выполнение работы и т.д.). А пока отпечатки Ваших ладошек просыхают, я предлагаю Вам взять листы бумаги с отпечатками детских ладошек, немного пофантазировать и «оживить» детские ладошки.
После окончания работы родителям предлагается рассказать всем присутствующим о том, что у них получилось.
Рефлексия: понравилось ли, какие чувства и ощущения у них были, считают ли они необходимым заниматься этим с ребенком. Предлагаю всем желающим в выходной день или свободный вечер всей семьёй порисовать ладошками и оформить выставку семейных работ.
Сегодняшнее общение с Вами мне доставило массу положительных эмоций, надеюсь и Вам было приятно работать. До новых встреч!