Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5468 «Тематическое планирование занятий, направленных на снижение проявлений тревожности в поведении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Опубликовано 20.10.2019

 

«Тематическое планирование занятий, направленных  на снижение проявлений тревожности в поведении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Методическое пособие.

Автор: Храпицкая Наталья Александровна, педагог - психолог, МКДОУ № 3 «Радуга детства», г. Новосибирск.

        Актуальность:  Психоэмоциональные и соматические проявления тревожности в большей степени выражены у детей дошкольного возраста по сравнению со взрослыми. Это явление обусловлено физической  и психической незрелостью детей 3-6 лет, а также повышенной чувствительностью к воздействиям окружающей обстановки и стрессовым ситуациям.     

       Дети с нарушением речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть речевые  дефекты, влияющие на становление психики.  Факт того, что у детей с нарушением речи уровень тревожности  намного выше, чем у детей без такового нарушения, обусловлен наличием  у таких детей повышенной чувствительности в связи  с дефектом речи,  неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать  угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапозоне  ситуаций и реагировать весьма напряженным состоянием тревожности. Игровая терапия как средство коррекции тревожности продолжает существовать и развиваться. Появляются разнообразные виды активной и пассивной игровой терапии. Одновременно  сохраняет статус  самостоятельного направления – недирективная игротерапия, включившая  в себя  терапию отношениями.

       Я предлагаю решить проблему, используя игровую терапию как средство снижения тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.    Она содержит  систему психологических приемов и техник, выстроенных в рамках  конкретных  направлений коррекционной работы, учитывающую характерологические особенности  тревожных детей, и позволяющую осуществить комплексный подход, направленный на снижение тревожности у данной категории детей.    Мною был составлен тематический план занятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В нем представлена игровая терапия, которая включает в себя несколько блоков:

- игры, направленные на знакомство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, на установление доверительных отношений, раскрепощение участников;

- игры, направленные на знакомство с понятием «эмоции», выявление реальных страхов детей: игры, направленные на снижение напряжения, овладение навыками самоконтроля, повышение мотивации контроля за своими реакциями и формирование возможности  почувствовать удовлетворение от результата  выполненного действия; 

- игры, направленные на обучение навыкам выражения  своих чувств, отработка навыков общения в проблемных  ситуациях.

Тематическое планирование занятий

Занятие

Цели и задачи

Краткое содержание

Занятие № 1

Установление  контакта с ребенком, установление доверительных отношений,  раскрепощение участников

  1. Игра «Давайте познакомимся»
  2. Игра «Мое имя»
  3. Вводная беседа на тему «Какой я ?»
  4. Беседа «Мои друзья»
  5. Упражнение «Рисование историй»
  6. Упражнение «Большой глаз»

Занятие № 2

Знакомство с понятиями  «Эмоции», различие «хорошие» и «плохие» эмоции, выявление  реальных страхов детей

  1. Упражнение «Воздушный шарик»
  2. Беседа на тему «Эмоции»
  3. Упражнение «Изобрази эмоцию»
  4. Упражнение «Страхи»
  5. Игра «Угадай эмоцию»
  6. Игра «Изобрази состояние»

Занятие № 3

Снижение уровня  тревожности для повышения эффективности дальнейшей работы

  1. Игра «Помоги художнику»
  2. Игра «Фантазеры»
  3. Игра «Парусник»

Занятие № 4

 

Снижение  напряжения, возможность  выразить эмоции и снизить  состояние тревоги

  1. Игра «Повторяй за мной»
  2. Игра «Серебряное копытце»

Занятие № 5

Овладение навыками самоконтроля, повышение  мотивации контроля за своими  реакциями и формирование возможности  почувствовать  удовлетворение от результата  выполненного действия

  1. «Игра с секундомером»
  2. Упражнение «Исключение лишнего»
  3. Игра «Найди отличия»
  4. Игра «Ищи безостановочно»

Занятие № 6

Вырабатывание уверенности  ребенка в собственных силах

  1. Игра «Представь, что ты это можешь»

Занятие № 7

Формирование навыков конструктивного  поведения, научить  ребенка  видеть  различные способы поведения в проблемной ситуации

  1. Упражнение «Сдвинь камень»
  2. Игра «Путешествие на облаке»
  3. Игра «Дотянись до звезд»
  4. Игра «Преодолеваем страхи»

Занятие № 8

Формирование навыков конструктивного поведения, научить ребенка видеть различные  способы поведения в проблемной ситуации

  1. Игра «Перепутанные линии»
  2. Игра «Я больше не боюсь»

Занятие № 9

Отработка навыков общения в проблемных  ситуациях

  1. Упражнение «Ящик с обидками»
  2. Упражнение «Я такой же, как ты»

Занятие № 10

Выражение значимой для ребенка темы, сохраняя высокую степень контроля над материалом

  1. Игра с глиной (пластилином, тестом)

Занятие № 11

Снижение уровня тревожности, ослабление и снятие эмоционального и физического напряжения

 

  1. Игра «Волшебный ковер»
  2. Упражнение «Подарок под елкой»
  3. Упражнение «Дудочка»
  4. Упражнение «Штанга»
  5. Упражнение «Сосулька»
  6. Упражнение «Винт»
  7. Упражнение «Водопад»

 

Занятие № 12

Формирование навыков конструктивного поведения, научить  ребенка  видеть  различные  способы  поведения  в проблемной ситуации

  1. Игра «Похвалилки»
  2. Упражнение «Апельсин»

Занятие № 13

Развитие нормального общения с окружающими, обучение  навыкам  самоконтроля

  1. Упражнение «Я весь  во внимании»
  2. Упражнение «Противоположное»
  3. Упражнение  «Что на что похоже»

Занятие № 14

Развитие  нормального  общения  с окружающими, обучение  навыкам  самоконтроля

  1. Упражнение «Какие мы»
  2. Упражнение «Дарю цветок»

 

Занятие № 15

Развитие  нормального  общения с окружающими,  обучение  навыкам самоконтроля

  1. Упражнение «Веселый счет»
  2. Упражнение «Котелок настроения»
  3. Упражнение «У меня есть собака»

Занятие № 16

Развитие нормального  общения с окружающими, обучение  навыкам контроля гнева

 

  1. Упражнение «Следопыт»
  2. Упражнение «Сравнение понятий»
  3. Игра «На участке дождь»

Занятие № 17

Снижение тревожности, выражение своих чувств

  1. Игра «Спрятанные проблемы»

 

Занятие № 18

Выражение чувств, обучение навыкам соотнесения эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями

  1. Игра «Чувства»

Занятие № 19

Снятие психологических защит

  1. Игра «Найди причину»

Занятие № 20

Контроль  над своим  телом и чувствами

  1. Игра «Направленная визуализация». В основе лежит метод релаксации

Занятие № 21

Определение своих  чувств, осознание  последствий  своих действий в той или иной ситуации

  1. Игра «Сочинение  историй с  помощью предметов»

Занятие № 22

 

Обучение навыкам выражения своих чувств (вербально и невербально)

  1. Игра «Построим башню»
  2. Игра «Танцующие руки»
  3. Игра «Слепой танец»

Занятие № 23

Выяснение чувств по поводу  определенных  событий  и значимых  людей не травмирующим способом

  1. Игра «Фотоальбом»

Занятие № 24

 

Отработка навыков  общения  в проблемных  ситуациях

  1. Упражнение «Договор»
  2. Упражнение «Сказка наоборот»
  3. Упражнение «Только об одном»
  4. Упражнение «Что такое»

Занятие № 25

Отработка навыков  общения  в проблемных ситуациях

  1. Упражнение «Запомни и повтори за мной»
  2. Упражнение «Волшебное слово»

Занятие № 26

Отработка навыков  общения  в проблемных ситуациях

  1. Упражнение «Поиск общего»
  2. Упражнение «Слова»
  3. Упражнение «Мозаика»
  4. Упражнение «Я в тебе уверен»

Занятие № 27

Отработка навыков  общения в проблемных ситуациях

  1. Упражнение «Я знаю, что тебе снилось»
  2. Упражнение «Тропинка»

Занятие № 28

Отработка навыков общения в проблемных ситуациях

  1. Упражнение «Внутренняя красота»
  2. Упражнение «Цепочка»
  3. Упражнение «Движения по одному»

Занятие № 29

Отработка навыков общения в проблемных ситуациях

  1. Упражнение «Ящик с обидками»
  2. Упражнение «Я такой же, как ты»
  3. Упражнение «Сделай, скажи приятное, неприятное»
  4. Упражнение «Договор»

Занятие № 30

Закрепление навыков

Повторение понравившихся игр и упражнений

 

 

Литература:

1. Богаченко Е.А. Игра как  современный метод воспитания  / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2010. - № 6. – С. 16 - 18.

2. Борякова Н.Ю. Практикум по коррекционно – развивающим занятиям / Н.Ю. Борякова. – М.: Владос, 2009.

3.  Карелова И.М. Игровая досуговая программа: Думаем, проектируем,  воплощаем / И.М. Карелова //Воспитание школьников.–2010-№3. – С.42 – 51.

4.  Коноваленко С.В. Игра: ее  значение в психической жизни ребенка и  коррекционно-развивающем процессе  / С.В. Коноваленко  // Коррекционная педагогика. – 2010.  – № 1 (37). С. 61 - 67.

5.  Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2003. 

6.  Широкова Г.А. , Жадько Е.Г. Практикум для детского  психолога. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.