«Тематическое планирование занятий, направленных на снижение проявлений тревожности в поведении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Методическое пособие.
Автор: Храпицкая Наталья Александровна, педагог - психолог, МКДОУ № 3 «Радуга детства», г. Новосибирск.
Актуальность: Психоэмоциональные и соматические проявления тревожности в большей степени выражены у детей дошкольного возраста по сравнению со взрослыми. Это явление обусловлено физической и психической незрелостью детей 3-6 лет, а также повышенной чувствительностью к воздействиям окружающей обстановки и стрессовым ситуациям.
Дети с нарушением речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть речевые дефекты, влияющие на становление психики. Факт того, что у детей с нарушением речи уровень тревожности намного выше, чем у детей без такового нарушения, обусловлен наличием у таких детей повышенной чувствительности в связи с дефектом речи, неуверенностью в себе, в своих силах, в успехе. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапозоне ситуаций и реагировать весьма напряженным состоянием тревожности. Игровая терапия как средство коррекции тревожности продолжает существовать и развиваться. Появляются разнообразные виды активной и пассивной игровой терапии. Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления – недирективная игротерапия, включившая в себя терапию отношениями.
Я предлагаю решить проблему, используя игровую терапию как средство снижения тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Она содержит систему психологических приемов и техник, выстроенных в рамках конкретных направлений коррекционной работы, учитывающую характерологические особенности тревожных детей, и позволяющую осуществить комплексный подход, направленный на снижение тревожности у данной категории детей. Мною был составлен тематический план занятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В нем представлена игровая терапия, которая включает в себя несколько блоков:
- игры, направленные на знакомство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, на установление доверительных отношений, раскрепощение участников;
- игры, направленные на знакомство с понятием «эмоции», выявление реальных страхов детей: игры, направленные на снижение напряжения, овладение навыками самоконтроля, повышение мотивации контроля за своими реакциями и формирование возможности почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия;
- игры, направленные на обучение навыкам выражения своих чувств, отработка навыков общения в проблемных ситуациях.
Тематическое планирование занятий
Занятие |
Цели и задачи |
Краткое содержание |
Занятие № 1 |
Установление контакта с ребенком, установление доверительных отношений, раскрепощение участников |
|
Занятие № 2 |
Знакомство с понятиями «Эмоции», различие «хорошие» и «плохие» эмоции, выявление реальных страхов детей |
|
Занятие № 3 |
Снижение уровня тревожности для повышения эффективности дальнейшей работы |
|
Занятие № 4
|
Снижение напряжения, возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги |
|
Занятие № 5 |
Овладение навыками самоконтроля, повышение мотивации контроля за своими реакциями и формирование возможности почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия |
|
Занятие № 6 |
Вырабатывание уверенности ребенка в собственных силах |
|
Занятие № 7 |
Формирование навыков конструктивного поведения, научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации |
|
Занятие № 8 |
Формирование навыков конструктивного поведения, научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации |
|
Занятие № 9 |
Отработка навыков общения в проблемных ситуациях |
|
Занятие № 10 |
Выражение значимой для ребенка темы, сохраняя высокую степень контроля над материалом |
|
Занятие № 11 |
Снижение уровня тревожности, ослабление и снятие эмоционального и физического напряжения
|
|
Занятие № 12 |
Формирование навыков конструктивного поведения, научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации |
|
Занятие № 13 |
Развитие нормального общения с окружающими, обучение навыкам самоконтроля |
|
Занятие № 14 |
Развитие нормального общения с окружающими, обучение навыкам самоконтроля |
|
Занятие № 15 |
Развитие нормального общения с окружающими, обучение навыкам самоконтроля |
|
Занятие № 16 |
Развитие нормального общения с окружающими, обучение навыкам контроля гнева
|
|
Занятие № 17 |
Снижение тревожности, выражение своих чувств |
|
Занятие № 18 |
Выражение чувств, обучение навыкам соотнесения эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями |
|
Занятие № 19 |
Снятие психологических защит |
|
Занятие № 20 |
Контроль над своим телом и чувствами |
|
Занятие № 21 |
Определение своих чувств, осознание последствий своих действий в той или иной ситуации |
|
Занятие № 22
|
Обучение навыкам выражения своих чувств (вербально и невербально) |
|
Занятие № 23 |
Выяснение чувств по поводу определенных событий и значимых людей не травмирующим способом |
|
Занятие № 24
|
Отработка навыков общения в проблемных ситуациях |
|
Занятие № 25 |
Отработка навыков общения в проблемных ситуациях |
|
Занятие № 26 |
Отработка навыков общения в проблемных ситуациях |
|
Занятие № 27 |
Отработка навыков общения в проблемных ситуациях |
|
Занятие № 28 |
Отработка навыков общения в проблемных ситуациях |
|
Занятие № 29 |
Отработка навыков общения в проблемных ситуациях |
|
Занятие № 30 |
Закрепление навыков |
Повторение понравившихся игр и упражнений |
Литература:
1. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2010. - № 6. – С. 16 - 18.
2. Борякова Н.Ю. Практикум по коррекционно – развивающим занятиям / Н.Ю. Борякова. – М.: Владос, 2009.
3. Карелова И.М. Игровая досуговая программа: Думаем, проектируем, воплощаем / И.М. Карелова //Воспитание школьников.–2010-№3. – С.42 – 51.
4. Коноваленко С.В. Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем процессе / С.В. Коноваленко // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 1 (37). С. 61 - 67.
5. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2003.
6. Широкова Г.А. , Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.