Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4738 Консультация для родителей "Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста"

Опубликовано 11.01.2019

 

Консультация для родителей

«Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста»

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 105» г. Рязани

 Герасимова Оксана Николаевна

 

Познание этого мира происходит через познание  человека.  Эти знания должны быть преподнесены ребенку в доступной форме: человек и его жилище (дом), человек и результаты его труда (выращивание овощей, фруктов), человек и растительный мир (уход за комнатными растениями, работа на огороде и в саду), человек и животный мир (забота о животных и их значение в жизни людей). 

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Помогайте ребенку как можно больше узнавать, читайте, наблюдайте, обобщайте, сравнивайте от простого к сложному.

     Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность. Пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Чтобы как можно больше получать сведения и качествах предмета, их взаимосвязях, поиграйте в игры «наоборот» (твердый – мягкий, холодный - теплый, сухой – мокрый, день – ночь, высоко – низко и т.д.), о пространственных понятиях: где предмет? (на столе, в коробке, над . . ., под .., за..,  и т.д.).

      Нельзя ограничивать познавательное развитие   в виде обычного созерцания, а полученные от вас впечатления и знания следует закреплять в чтении сказок, рассказов, песенок, потешек, стихов.

   Очень важно, например, при наблюдениях выделять более яркие, характерные особенности животных (у коровы и козы – рога, - а для чего они? Зачем?  У петушка – гребешок; у зайчика – длинные уши).  Ничто в природе не существует раздельно, просто так.  А когда ребенок узнает, он начинает сравнивать,  обобщать.  А если он затрудняется, помогайте ему разобраться в окружающем мире: на глазах ребенка покажите, как надо ухаживать за животными, растениями, покажите пример бережного отношения к ним: например, растения – они живые, растут, пьют воду, любят свет, тепло, солнце, дышат.  Если вы будете  хорошо ухаживать  за ними,  он увидит,  как вырастают новые листочки, цветы.  

         Основными закономерностями развития  познавательных способностей ребенка  являются: сенсорные, интеллектуальные,  творческие.  Сенсорными принято называть  способности,  проявляющиеся в области восприятия  предметов и их свойств. Восприятие – первая ступень познания  мира,  на его основе строится  память,  мышление и воображение ребенка. Сенсорные способности – это эталоны цвета, формы, величины.

           В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 - х компонентов: 
1. познавательные процессы ( восприятие, внимание, память, воображение, мышление ); 
2. информация ( опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир); 
3. отношение к миру ( эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира ).

      В развитии познавательной деятельности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Радость самостоятельных открытий, сопровождает умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

Осуществляя руководство необходимо придерживаться следующих

требований:

     ·Создаваемые условия должны провоцировать детей на поиск ответов

на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по

содержанию беседы;

     ·Дети должны самостоятельно определять степень своего участия в

этой деятельности и свободно выбирать из предложенных взрослым

средств и источников познания.

Родителям необходимо стремиться сформировать познавательную активность ребёнка.

     Необходимо:

    ·уметь вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности,

увидеть перспективу;

    ·уметь представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

     ·быть способны к ассоциациям;

     ·быть креативными, то есть развивать у себя способность превращать

совершаемую деятельность в творческий процесс.

     Среди всех познавательных и психических процессов ведущим является мышление. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя и характер, и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого позволяют методы, которые называют познавательные вопросы детей:

    ·метод неожиданных решений, основанных на том, что

взрослый предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;

    ·метод проявления заданий с неопределённым окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

     ·метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

      ·метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда взрослый избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

     Организуя познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношение, обычно не становятся активным достоянием ребёнка.

     Чтобы сохранить и развить интерес детей к получению знаний, то

психологическую инерцию необходимо искоренить.

      Большое влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип

взаимоотношений с детьми и стиль общения. Если обстановка психологически комфортна, благоприятна. То легче даётся выполнение дела, а недоброжелательность, наоборот, сковывает и парализует. Необходимо выстраивать взаимоотношения с детьми, чтобы они чувствовали себя как полноценный партнёр в условиях сотрудничества.

         Таким образом. Познавательная деятельность – это сложное личностное

образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных

факторов: и субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация,

прилежание и. т. д.), и объективных (окружающие условия, приёмы и методы

обучения и воспитания...). Следовательно, стратегия взрослого, создающего

насыщенную познавательно-развивающую атмосферу, должна заключаться,

прежде всего, в переориентации сознания детей: обучение из каждодневной

принудительной обязанности становится частью общего знакомства с

удивительным окружающим миром. Именно тогда познания и любая

деятельность, связанная с ним, становится человеческой потребностью в

постоянном самообразовании и самосовершенствовании. Только в случае учёта всех моментов, взаимодействия детского сада и семьи перспективы дальнейшего развития детей, несомненно, будут иметь положительную динамику.