Цель:
Помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры.
Задачи:
Обогатить знания детей о весенних праздниках Руси, познакомить с пасхальными обычаями, приметами, играми.
Обогащать и активизировать словарь детей (пасха, писанка, воскрес, воистину).
Учить рисовать на объёмной форме.
Развивать воображение, творческую активность.
Воспитывать интерес к истории своего народа.
\Часть группы оформлена в виде русской избы\
Ход занятия.
Воспит.- Здравствуйте, ребята. Вы любите ходить в гости? Приглашаю вас в гости к бабушке Варваре.
Бабушка. – Ой, ты печка-сударыня, помоги нам боярыня.
Ты свари, напеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство неси!
Избу беленую чисто подмету,
А тоску зеленую и в дом не пущу.
/ Стучатся дети. Здороваются/.
Б. – Здравствуйте, гости дорогие. А я вот избу убираю, к празднику готовлюсь. Праздник большой, светлый. А вы знаете какой? (Пасха).
- А у вас дома к празднику готовятся? Как?
(ответы детей).
- Светлое Воскресение Христово наименовано Пасхой и считается самым главным праздником Христианской церкви. Существует поверье, что на Пасху даже солнце «играет». Ранним утром, в первый день Пасхи, люди выходят посмотреть на «игру солнца», чтобы предсказать будущий урожай. На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю и жаркому лету.
А ребятишки солнце даже зазывали. Давайте и мы позовем.
/Разучивание заклички/.
Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное нарядись!
А вот и солнышко появилось /ребенок в маске солнышка/.
Русская – народная игра «Солнышко-ведрышко».
Гори, солнце, ярче – лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.
Б. – Ой, заигралась я с вами, да и забыла, что еще не все сделала. Ребята, на Пасху обязательно красят яйца. Наверное, и у вас дома красят яйца? А как?
Б. – Можно окрасить яйца луковой шелухой. Поможете мне. В чугунок положите луковую шелуху, затем осторожно положите яйца. Молодцы. А горячей водой я сама их залью. Закрою крышкой и поставлю на печь.
- А еще яйца расписывают. Расписные яйца называют – писанки. /повтор с детьми/.
-Как думаете почему назвали писанки? /их не красят, а расписывают/.
Б. – Ребята, я прошу вас помочь мне расписать яйца, сделать писанки. Яйцо – хрупкое, маленькое и при этом объемное. Поэтому держать его нужно очень осторожно, а лучше поставить его в держатель. Во время работы не забывайте яйцо поворачивать, чтобы видеть узор со всех сторон. Не забывайте обращать внимание на орнаментные схемы. Они помогут вам правильно расписать яйца.
/ Расписывание яиц детьми. Бабушка в это время достает яйца из чугунка/.
Б. – Молодцы, какие красивые писанки у вас получились. Посмотрите, какие красивые, яркие получились яйца, окрашенные в луковой шелухе.
Ребята, считается, что с помощью пасхального яйца можно вылечиться от болезни. А еще говорят, что если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнять желания.
- Скажите, ребята, а что еще делают с крашеным яичком на Пасху. /обмениваются/.
- А зачем это делают, знаете?/ответы детей/.
- Это делают для того чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, а все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало.
- Что говорят, когда обмениваются яйцами?
- Как вы понимаете слово «воскрес» и слово «воистину»?
- А ещё с пасхальными яйцами можно играть. А вы умеете? /нет/
- Тогда я вас научу.
Игры с яйцами.
*Чье яйцо дольше прокрутится?
*Катание яиц с горки.
Воспитатель – Ребятишки, пора нам в детский сад возвращаться.
Релаксация.
- Понравилось вам в гостях у бабушки? А что вам понравилось?