Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5539 Статья: "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста".

Опубликовано 18.11.2019

Александрова Елена Владимировна

воспитатель

МАДОУ №19

г. Кемерово

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Семья и ребёнок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — всё это зарождается в дружной, тёплой атмосфере дома. Бытует такое мнение, что у хороших детей — счастливые родители. Испокон веков родителей беспокоит вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребёнок делает что-то не то, не слушается?

Сама обстановка в семье должна помочь ребёнку в учении. Ребёнок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые должны вдохновлять на труд, вселять уверенность в своих силах, надежду на успех.

Раньше, если дети вели себя плохо, считалось, что они такими родились. Сегодня накопленный опыт позволяет утверждать, что нет проблемы детей, а существуют лишь проблемы родителей. Воспитание ребёнка начинается, как известно, с самого рождения. С этого момента его должна окружать родительская любовь. А родители иногда даже не подозревают, какая это огромная, могучая сила их любовь. Главное, чтобы ребёнок чувствовал, что его любят.

Психологи считают, что мы должны подниматься до уровня ребёнка, потому что ребёнок в этом возрасте очень чист. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу ребёнка чем-то добрым, найдётся кто-то другой, который заполнит её дурным. Какой вывод можно сделать? Нужно больше общаться с детьми, постараться объединиться с ними, понять друг друга и зажить в добре и согласии.

Выражение «Общение так же необходимо ребёнку, как и пища» стало бесспорной истиной. Ребёнок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных контактов  со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически.

Если продолжать сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, ставит под удар его психическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся в семье отношений.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьёзные трансформации. Педагоги отмечают снижение её воспитательного потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплёскивают на детей, при этом в вину ребёнку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что в дальнейшем сказывается на его психическом здоровье.

Ближе всего, в данной ситуации, к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Педагоги ДОУ постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьёй строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнёр в воспитании. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов, которые предложили авторы О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. Л. Майер.

Первый этап — демонстрация родителям положительного образа ребёнка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют своё внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребёнка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребёнка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребёнка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Следовательно, установление доверительных отношений с родителями плавно ведёт к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребёнка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Согласуя свои действия с семьёй, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, т. к. последние имеют специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребёнку и т. п.).

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребёнка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьёй человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада. При её систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приёмов воздействия на личность, семья может стать действенным институтом воспитания и социализации ребёнка.