Волосская Светлана Юрьевна
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад №12
НСО город Татарск
Воспитатель
Проект «Азбука Здоровья»
СКАЧАТЬ (с картинками)
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Азбука здоровья» |
Основание для разработки проекта |
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». СанПиН 2.4.1..3049-13 «Санитарно эпидиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». |
Вид проекта |
Оздоровительно-исследовательский, познавательный. |
Разработчик проекта |
Воспитатели старшей группы «А» |
Исполнители проекта |
Педагоги группы, родители (законные представители) детей и дети. |
Цель проекта |
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, как всестороннее развитие потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. |
Направление деятельности |
Создание здоровьесберегающего пространства группы, как средства воспитания ребёнка и его гармоничного развития на основе интеграции деятельности всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности, а также повышение компетентности родителей в сфере здоровьесбережения детей. |
Срок реализации проекта |
Декабрь -февраль |
Финансовое обеспечение |
-средства местного бюджета -родительская помощь -внебюджетные средства |
Ожидаемые результаты |
Для детей. 1. Формирование представления детей о здоровом образе жизни; 2. Сформированность гигиенической культуры. 3. Наличие потребности в ЗОЖ, изменение отношение к своему здоровью. 4. Изготовление летбука «Азбука здоровья» Для родителей. 1. Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей. 2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ. 3. Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад» |
Управление проектом и контроль за его реализацией |
Управление и контроль над проектом осуществляется администрацией МКДОУ – детский сад № 12 |
Введение
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы - это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. "Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!" - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М. Амосову.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу
вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения.
Дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на нас возлагаются как воспитательные, так и оздоровительные задачи. Основной задачей оздоровительной работы в дошкольном учреждении заключается в укреплении здоровья, физического и психического развития дошкольника. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, понимание необходимости бережно относиться к своему организму, правила заботы о нем и стимулировать развитие навыков личной гигиены.
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
Цель проекта: Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, как всестороннее развитие потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Задачи:
2
Номер-279-143-604
Образовательные:
- формировать у детей представление о составляющих ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье;
- обогащать представление детей о витаминах, их роли в жизни человека
- использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ.
Оздоровительные:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- побуждать детей сознательно относится к собственному здоровью;
- развивать потребность в здоровом, активном образе жизни
- продолжать учить следить за своим внешним видом;
- совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом «Азбука здоровья»:
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· социально-коммуникативное развитие;
· физическое развитие;
· художественно-эстетическое развитие.
Гипотеза: В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместно-познавательной продуктивной творческой деятельности. Применение полученных знаний приведет к укреплению здоровья, что скажется на состоянии здоровье наших воспитанников.
При реализации проекта предметно –пространственная среда группы будет сформирована с учетом принципов безопасности, насыщенности, доступности, трансформируемости.
Основные этапы проекта
Этапы проекта |
1 Этап подготовительный |
2 этап проектировочный |
3 этап аналитический |
Период |
Декабрь |
Январь, февраль |
Февраль |
Цель |
Планирование деятельности. Составления перечня необходимых материалов, оборудования и инвентаря. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта |
Систематизировать знания детей о составляющем понятии здоровья. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье. Воспитывать необходимость соблюдения режима дня. Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей. Воспитывать навыки гигиены. |
Подведение итогов реализации проекта
|
Ожидаемые результаты |
Проанализировать условия, которые должны быть созданы и составить перечень необходимого оборудования и инвентаря для успешной реализации проекта. |
Для детей. 1. Сформированные навыки ЗОЖ. 2.Сформированность гигиенической культуры. 3. Наличие потребности в ЗОЖ, изменение отношение к своему здоровью. Для родителей. 1. Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей. 2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ. Для педагогов. 1. Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ. 2. Качественное освоение педагогами инновационных технологий оздоровления детей. |
Для детей: «День здоровья». Изготовление летбука «Азбука здоровья»
Для воспитателей: обмен впечатлениями по проведенному проекту «Азбука здоровья».
Для родителей: Развлечение «День здоровья». Изготовление книжки малышки: «Меню выходного дня» |
Формы реализация проекта
Ежедневная профилактическая работа с детьми:
- Утренняя гимнастика
- Прогулки
- Физкультурные занятии
- Физминутки
- Подвижные игры
- Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
- Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».
- Воздушное закаливание.
Беседы:
Цель: Систематизировать знания детей о составляющем понятии здоровья. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье. Воспитывать необходимость соблюдения режима дня. Формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей. Воспитывать навыки гигиены. Активизировать словарь по теме. Развивать связную речи.
- «Режим дня»,
- «Одежда и здоровье»
- «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
- «Чтобы быть здоровым»
- «Здоровая полноценная пища».
- «Что такое здоровье? Как его сберечь»
- «Чистота – залог здоровья»
- «Что такое микробы, вирусы»
- « Болезни, что их вызывает»
Чтение художественной литературы:
Цель: Знакомство с произведениями К.И. Чуковского, А. Барто. Углубление, расширение знаний.
- Чтение сказок, стихов, рассказов К.И. Чуковского; Загадывание загадок, разучивание стихов; Чтение стихов А. Барто
Дидактические игры
Цель: Формировать и развивать лексику, грамматический строй речи. Развивать внимание, память и воображение
- «Умею не умею», «Правила гигиены», «Этикет – школа изящных манер», «Найди опасные предметы», «Мой день», «Если сделаю так»,»Как сварить суп»..
Сюжетно-ролевые игры
Цель: развивать сюжет игры, диалогическую речь. Формировать культуру общения между детьми. Развитие потребности в полезной пищу, обогащение социального опыта.
- «Аптека», «В гостях у Мойдодыра» , «Кафе», «Семья» «Больница», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят»,
Мультсеансы:
«Мойдодыр»; «Айболит»; «Смешарики» из серии Азбука здоровья: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»»;«Королева зубная щетка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус».
Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Разработка картотек: «Подвижные игры», «Физкультурные минутки», «Упражнения на дыхание», «Гимнастика для глаз», «Самомассаж», «Утренняя гимнастика», «Гимнастика пробуждения», «Пальчиковые игры».
Анкетирование родителей: «Качество питания в детском саду», ««Формирование правильной осанки у ребенка»
Консультации для родителей: «Простые правила жизни», "Здоровый образ жизни семьи"
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
Спортивное развлечение «День Здоровья».
Разработка меню выходного дня.
Коллективная работа «Витамины».
Рисунки: «Игры на прогулке зимой и летом».
Выступление агитбригады «Малыши крепыши».
Дальнейшее развитие проекта: Помня о том, что дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребенка и в этот период закладываются основы его здоровья мы продолжим формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, понимание необходимости бережно относиться к своему организму, правила заботы о нем и стимулировать развитие навыков личной гигиены.
Организовать подбор методической и детской художественной литературы, различных материалов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ.
Расширение и поддерживание партнерских взаимоотношений с родителями и педагогами дополнительного образования.
Конспект утренней беседы
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
Цель:
Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма.
Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.
- А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов.
В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка.
Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек). (Для лучшего запоминания использовать художественное слово).
-Никогда не унываю и улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А,Б, С. Очень важно спозаранку, есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам. И не только по утрам. Помни истину простую Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую, Или сок морковный пьёт. От простуды и ангины помогают апельсины. Ну, а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1 Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2 Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3 Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4 Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5 Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6 Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим
чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.