Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5093 Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы "Пеленашка"

Опубликовано 09.04.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение – «Детский сад № 47 «Веселинка»

Города Димитровграда Ульяновской области»

 

Мастер - класс:

«Изготовление русской народной тряпичной куклы  «Пеленашка»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

                                                                                                         Подготовили:  Новосельцева Н.П.

                                                                                                         Егоренкова Т.В.

                                                                                                         Мамедова А.Г.

 

                                         Димитровград, 2018

«Изготовление русской народной тряпичной куклы  «Пеленашка»

Возраст: средний дошкольный.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Интеграция: познание, коммуникация, музыка, социализация.

Задачи: Закреплять знания детей о народной тряпичной кукле. Научить детей делать народную куклу «Пеленашка». Закреплять  навыки работы с тканью (складывание ткани пополам, сворачивание ткани в валик, перетягивание  ткани нитками, заворачивание валика в пеленку, обматывание лентой). Развивать  творческое воображение, эстетический вкус, вызывать интерес к изготовлению народной куклы.

Методы и приемы: ситуативный разговор, беседа, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, исполнение колыбельной песни.

Материалы и оборудование: горница - комната оборудованная в русском народном стиле; столы, лавки, печь, колыбель, половики, скатерти, красный угол (икона, Библия, рушник); тряпичные куклы: Берегиня, Куколка-счастье, Ангелочек, День и ночь, Крупеничка, Пеленашка; лоскутки ткани для изготовления кукол:

  • Белая ткань - 30х20
  • Цветная ткань - 18х18, 13х13
  • Красная нитка - 50 см
  • Атласные ленты желтого и красного цвета - 50 см.

Воспитатель: Здравствуйте, детушки! Как хорошо, что вы ко мне в гости пожаловали! Рада видеть вас. Проходите, посмотрите какая у меня комната красивая. Сколько здесь всего интересного. (Дети рассматривают комнату)

Как в старину называлась такая комната?

Дети: Горница.

Воспитатель: Правильно, молодцы. В старые времена на Руси, как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались в просторной избе на посиделки, где песни пели, хороводы водили и в игры играли, мастерили игрушки разные, вышивали, кружево плели и  делали кукол из лоскутков ткани. Куклы были разные. Делали их взрослые и дети постарше. И в моей горнице есть тряпичные куклы. Давайте их рассмотрим и расскажем о них.

Какие бывают тряпичные куклы?

1-й ребенок: Куклы-обереги защищали и спасали человека от опасностей.

2-й ребенок: Куклы игровые - этими куклами играли дети.

3-й ребенок: Куклы обрядовые - этих кукол ставили в избе на видное место, совершали с ними обряды.

Воспитатель: Назовите и покажите обрядовых  кукол.

1-й ребенок: Плодородие - эта кукла приносила хороший урожай

достаток в дом.

2-й: Крупеничка - главная куколка в семье. Крупеничку наполняли гречкой или пшеницей. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу.

Воспитатель: Назовите и покажите игровых кукол.

1-й ребенок: Птица. Птичку привязывали над детской кроватью, и ребенок играл с нею.

2-й ребенок: Подружка - плакушка. С этой куклой играли только девочки, меняли ей наряды, заплетали косички.

3 -й ребенок: Детская утешница. Когда ребенок сильно плакал, ему показывали эту куколку, угощали конфетами, и он успокаивался.

Воспитатель: Назовите и покажите обереговых кукол.

1-й ребенок: Куколка Счастья - маленькая девочка с длинной косой. Приносит счастье, здоровье, удачу.

2-й ребенок: Берегиня - эта куколка оберегает человека от болезни.

3 -й ребенок: Ангелочек - эту куклу дарили ребенку на именины. Она отгоняет плохие сны, охраняет ребенка.

4-й ребенок: Перевертыш - кукла-оберег для девушек и женщин.

Воспитатель: Посмотрите, у всех кукол нет глаз, носа, рта.  Они безлики. Что это значит?

Дети: Они без лица.

Воспитатель: Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить человеку.

Ой, ребята, мы забыли еще про одну куколку рассказать. Слышите, кто это плачет?

Дети: Это маленький ребеночек плачет. (Мастерица и дети подходят к люльке, где лежит Пеленашка).

Воспитатель: вот об этой куколке мы не рассказали. Как она называется?

Ребенок: Это Пеленашка, кукла-оберег, она оберегает маленьких детей от всего плохого.

Воспитатель: Ты извини нас куколка, что мы про тебя забыли. Ребята, что мы можем сделать, что бы куколка не плакала?

Дети: Можем пожалеть ее, покачать.

Воспитатель: А можем мы сделать для нее таких же куколок-пеленашек, что бы ей не было грустно?

Дети: Да, можем.

Воспитатель: Ну, тогда за работу. Сейчас мы с вами будем делать куколок-пеленашек. (Воспитатель подходит к столу, где лежат лоскутки ткани, нитки). Ой, тут не все лоскутки и ленточек нет. Может быть, они потерялись? И узелок волшебный пропал(воспитатель ищет узелок). Нет нигде, что же делать? (Заходит домовенок Кузя с узелком в руках). 

Кузя. Здравствуйте, я домовой Кузьма, охраняю дом, и во всем люблю порядок. Это ваш узелок?

Воспитатель: Да, мой, я его потеряла.

Кузя: (подает  узелок воспитателю). Возьмите, больше не теряйте. А что там лежит?

Воспитатель: Сейчас покажу (развязывает узелок, выкладывает на стол лоскутки ткани и ленты)

Кузя: Тряпочки, ленточки, зачем это вам?

Воспитатель: Кузенька, а мы сейчас с ребятами будем делать куколок из ткани. Оставайся с нами мы и тебя научим.

Кузя: С удовольствием останусь.

Воспитатель: А теперь Кузенька, помоги мне, пока я деткам буду рассказывать, как куколок делать, ты разложи ленточки и лоскутки на столе.

 А вы ребята, посмотрите и послушайте, как куклу будем делать.

Беру полоску белой ткани, складываю пополам и туго сворачиваю в валик. Валик крепко перетягиваю красной ниткой, потому что красный цвет - защитный, оберегающий. Затем на валик одеваю косыночку. Теперь заворачиваю валик в пеленку и обматываю ленточкой. Пеленашка готова.

Ну а теперь вы мне расскажите, с чего работу будете начинать (дети рассказывают порядок изготовления куклы).

Молодцы, все запомнили. Проходите на места и приступайте к работе (по ходу работы мастерица подходит к детям, помогает).

Ребята, покажите ваших кукол.

Кузя: Какие красивые куколки получились, молодцы. И я тоже от вас не отстал, посмотрите какая у меня куколка.

Воспитатель: Молодец, Кузя. Хорошо постарался. Ребятушки, повторите еще раз как называются куколки.

Дети: Пеленашки.

Воспитатель: Молодцы, потрудились вы на славу! Ну, а теперь и отдохнуть можно. Давайте споем для наших куколок колыбельную, покачаем их. (Дети после исполнения песни кладут кукол в колыбель).

Ребята, посмотрите  Пеленашка больше не плачет, а почему?

Дети: Потому что мы сделали ей много подружек и спели колыбельную песню.

Кузя: Хорошо у вас, но пора мне домой возвращаться. До свидания! ( Кузя уходит).

Воспитатель: Ребятушки, понравилось вам у меня в гостях?

Дети: Да, понравилось, много интересного узнали.

Воспитатель: Вот и нам пора прощаться, вам домой возвращаться!