Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5102 "Воспитание основ толерантности у дошкольников"

Опубликовано 11.04.2019

Гемеджиева Екатерина Сергеевна
МБДОУ МО г. Краснодар "Центр развития-детский сад №100"
Воспитатель


"Воспитание основ толерантности у дошкольников"

     В современном обществе значительно изменились ценностные ориентиры. Зачастую на первый план выходят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился и родители вынуждены решать финансовые проблемы. Соответственно возросла занятость, агрессивность людей, отчего страдает молодое поколение. Они переживают постоянные стрессы, нехватку любви, защищенности. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в детские сообщества.

     В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в  своем роде, неприкосновенная человеческая личность. Но одних красивых слов недостаточно, толерантность нужно воспитывать путем развития хороших привычек, манер, культуры общения. Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков и этот процесс продолжается до сих пор. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия, как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и  отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения.

     Воспитание толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности, дошкольное образование. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с другими людьми, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества разных людей .

     В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Свое отношение к иному человеку начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. В основе  проявления отношений передразниванием, осмеянием и т. д  лежат следующие факторы:

  • Детская непосредственность;
  • Ограниченный жизненный опыт;
  • Детская  бестактность и т. д

     Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку  именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.  

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

      Для того, чтобы вся работа в   детском  саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействуем  большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа;

 2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

 3) подвижные игры;

 4) проведение народных праздников, например таких как «Масленица», «Пасха» ;

 5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей;

 6) знакомство детей с традициями;

7) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

8)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

      В результате, дети нашей группы  знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

 

Игры на воспитание толерантности:

 «Имена» Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

 «Узнай, про кого расскажу» Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя» Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение: - Легко ли было хвалить себя?

 - Кого вам легче хвалить, себя или других?

-Кто вас хвалит?

 -Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

-Вы любите хвалить других?

«Все мы разные» Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

«Все мы похожи» Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

«А я считаю»... Цели: осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры: Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения. Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):

 - Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках.

 - Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

 - Весна лучше осени.

 - Самый классный мультик — «Маша и медведь».

 - Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

     Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.