Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5105 «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Опубликовано 11.04.2019

Курлыкина Ольга Александровна
МБДОУ ДС № 257 г.Челябинск
Воспитатель

 

«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

 

Рекомендации по «организации развивающей среды в семье для познавательной активности детей»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером, так как источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности  определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

 

Пути и способы формирования познавательного интереса

Существуют различные пути и способы формирования познавательного интереса: в дошкольном учреждении одни методы, дома другие. Как было сказано ранее, для формирования устойчивых интересов у детей необходимо сотрудничество семьи и школы.

Воспитание интереса в отрыве от воспитания всей личности человека невозможно. Для формирования познавательного интереса у ребенка необходима «почва», которую и должны подготавливать родители с самого детства у своих детей. Во-первых, родители должны организовать жизнь ребенка, во-вторых, создать условия для формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода, режим дня.

Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.

Пути появления интереса у ребенка:

  1. Эмоциональное отношение к делу;
  2.  Воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

 

Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:

  • роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности (любознательные дети растут у любознательных родителей), открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
  •  Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои    суждения.
  • Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
  • Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь  над ними.
  • Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
  • Совместная деятельность с ребенком (проводите совместные наблюдения и опыты).
  • Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  • Игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.).
  • Использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, расширяют кругозор).
  • Конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя).
  • Походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное).
  • Экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес.
  • Советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная).
  • Друзья, товарищи (соревнования с друзьями, с самим собой).
  • Положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности дошкольника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности. Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность ребенка неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности дошкольника, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов).
  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

 

Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение и мотив. Эмоциональная обстановка, «настраивающая» ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых разнообразных моментов, имеющих отношение и к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, и к коллективу товарищей. Совокупность всех этих условий создает соответствующий эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного интереса имеет чрезвычайно большое значение.

 

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

  • измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
  • познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
  • азбуки картинные, книги для первого чтения;
  • былины, мифы, легенды;
  • часы настенные и календарь;
  • настольно-печатные игры – лото, пазлы;
  • настольные игры – домино, шашки, шахматы;
  • чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
  • оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

 

Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.