Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5117 Статья на тему: «Чтобы лучше говорить – надо с пальцами дружить»

Опубликовано 15.04.2019

Яценко Светлана Александровна - воспитатель

 

ГКУЗ МО "Фрязинский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

 

 

Статья на тему: «Чтобы лучше говорить – надо с пальцами дружить»

 

 

 

Содержание:

1. Введение.

2. Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики ребенка первых месяцев жизни.

2.1. Что можно предложить малышу для исследования.

2.2. Прогулка как возможность исследования окружающего мира.

2.3. Условия успешности занятия с малышом.

3. Заключение.

 

 

  1. У каждого народа существуют традиционные игры, в которые взрослые играют с малышами. Такие игры сопровождаются чтением стишков или пением веселых песенок. Совершенно особое место в этом ряду занимают игры, которые предполагают активную работу кистей рук ребенка. Знания и опыт не одного поколения убедительно свидетельствуют о том, что игры с пальчиками стимулируют речевое и умственное развитие ребенка. Исследования физиологов подтвердили зависимость формирования мозга от двигательных импульсов пальцев рук.
  2. Существуют самые разнообразные пальчиковые игры. Работа с ручками малыша начинается с самого раннего возраста.

2.1.  Вначале это нежные поглаживания, легкое массирование пальчиков и ручек ребенка, затем попробуем погладить его ручки и ножки кусочками разной ткани (шелк, бархат, хлопок). Обязательно нужно выкладывать малыша на различные по тактильным ощущениям поверхности- мягкие, пушистые, гладкие и жесткие.

Для того, чтобы малыш чувствовал разницу в предметах ему необходимо давать в ручки кусочки ткани разной фактуры, а также разнообразные по тактильным ощущениям предметы. Можно сшить из разных тканей мешочки и заполнить их крупой, ватой, пуговицами. Такие «игрушки» нужны малышу для ощупывания. В кроватку к малышу можно положить игрушки, которые он может брать в руки, ощупывать, пробовать на «зуб». Разрешить своему малышу взять руками еду. Он испачкается, но не останавливайте его в исследованиях.

В играх ребенку необходимо предлагать предметы самых разнообразных форм, чтобы он сам почувствовал разницу в приеме их захватывания: что-то можно взять ладошкой, а что-то можно только пальчиками. Хорошо использовать так называемый «пальчиковый бассейн»-поставить перед малышом тазик или миску с разнообразными крупами и предложить ему побарахтаться там руками. Малышу это доставит массу удовольствия и также окажет большую помощь в развитии мелкой моторики рук. Чтобы ему было интереснее, можно в крупу спрятать игрушку и предложить ребенку найти ее.

Чтобы у малыша сформировался навык захватывания предмета щепотью можно поиграть с ним в игры, коррекционная задача которых формируется как: «коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в координированных движений пальцев рук» («Переложи изюм в другую миску», «Спрячь фасолинку в кулачек» и т.д.). Можно экспериментировать и с кусочками ваты, и с желудями, и шишками. Пересыпание, перекладывание, перебирание пуговиц и бусинок- все это как нельзя лучше оказывает воздействие на развитие мелкой моторики рук ребенка, а отсюда и на развитие коммуникативной речи малыша.

2.2.  Огромную возможность в исследовании окружающего мира дает прогулка. Разрешите своему ребенку потрогать камушки, песок, листья, шишки, траву. Такое разнообразие ощупываемых предметов не пройдет даром. Все «эксперименты» ребенка должны проходить под наблюдением взрослых, только так можно обеспечить безопасность маленького исследователя. Акцент этих упражнений ставится на то, чтобы ребенок исследовал предметы и материалы всеми возможными доступными ему способами. Необходимо стимулировать малыша исследовать предметы хватанием, бросанием, учить наливать, сжимать, царапать, хлопать и т.д. Использовать одну и две руки, давать возможность малышу самому выбирать вид деятельности.

2.3.  Не забывайте в это время общаться с ребенком, ведь эффективность занятий будет зависеть от того, как взрослый сумеет сочетать направляющую работу и собственную инициативу малыша. По результатам исследований (Е. Худенко) эффективность занятий с малышом происходит при сочетании форм «поощряющего поведения», которое обеспечивает инициативные действия ребенка.

Важными условиями успешности занятий являются следующие моменты:

-Убедитесь, что ребенок удобно устроился и готов играть, установите зрительный контакт с ним! Нет смысла затевать игру, если малыш голоден или находится в плохом расположении духа.

-Убедитесь, что ребенок может быть полностью вовлечен в игру. Он может сидеть, стоять, лежать, но при этом без особого труда должен видеть и трогать игрушки. Погладьте его, ободрите; создайте атмосферу эмоционального доверия, теплоты.

-Самым лучшим вариантом для ребенка будет тот человек, которого он знает и люби, обычно –это воспитатель, который постоянно работает в группе.

-Постарайтесь устранить все отвлекающие моменты (шум, раздражающие игрушки).

-Убедитесь, что все игрушки и материалы безопасны и гигиеничны.

Главной задачей этих упражнений является установление контакта между педагогом и малышом. Через свою реакцию на упражнение и реакцию взрослого ребенок учится выражать те или иные эмоции, делать выводы, общаться любым доступным ему способом: речью или языком жестов. Упражнения должны проводиться регулярно с целью выработки у ребенка определенных знаний и умений. Обычно, чем младше ребенок или чем больше у него выражено нарушение, тем дольше он будет овладевать упражнением. При работе с неговорящими детьми надо очень осторожно относиться к речевому сопровождению. Можно использовать различные варианты ответов: взглядом (указывающим или избегающим), с помощью мимики лица, различного рода пением, жестами, прикосновением.

Нужно заготовить такой вариант общения, чтобы ребенок мог воспользоваться им. И между малышом и взрослым был установлен контакт.

Еще одна немаловажная особенность-это быстрая, незамедлительная реакция взрослого на действия малыша.

Помимо всего прочего, старайтесь отвечать на вопросы ребенка. Оцените его усилия установить контакт, иначе малыш скоро перестанет общаться.

Нельзя игнорировать отрицательную реакцию малыша на упражнение, иначе он не научится овладевать необходимыми навыками.

Итак, для успешного достижения цели, поставленной перед ребенком, необходимо:

-Всегда поощрять попытки ребенка общаться;

-Стараться общаться словами, имеющимися в лексиконе малыша;

-Принимать то, что нравится ребенку или не нравится. Физическую помощь можно предложить ребенку, у которого возникли трудности в связи с физиологическими проблемами;

-Большинство упражнений проводить один на один с малышом;

-Стараться закончить упражнение до того, как оно надоест ребенку;

-Свести все посторонние раздражители к минимуму.

Использовать помощь специалистов, если работа проводится со слабовидящими детьми, с повышено чувствительными детьми, с эпилептиками и др.

  1. Итак, в работе по развитию мелкой моторики руки малыша, необходимо помнить: сначала дайте малышу действовать самостоятельно и только потом присоединитесь к нему, при необходимости помогите ребенку начать действовать; всегда поощряйте его попытки общаться, старайтесь включать в общение сова; принимайте реакцию малыша, какой бы она ни была; предусмотрите возможные аллергические реакции.

Малышу для исследования можно предложить «игры-моделирования»-тесто, крем, зубная паста; «сухие материалы»-мука, рис, изюм, песок и т.д.; «шумные предметы»-шуршащая бумага, фольга, сухие листья, папиросная бумага; «привлекательные предметы»-зеркало, нитки бус, украшения.

Все эти упражнения формируют умение действовать с предметом на основе развития навыка скоординированного движения большого и указательного пальцев; нормализации положений кисти рук и пальцев; развитие хватания и манипулятивных действий.