Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5727 Конспект занятия по развитию речи «Поможем Айболиту»

Опубликовано 26.01.2020

Конопкина Елена Васильевна
ГБОУ Школа № 1371 «Крылатское»
воспитатель

 

Поможем Айболиту.

(Занятие по развитию речи во 2 младшей группе детского сада по программе «Развитие»)

Программное содержание:

1.Закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое восприятие, использовать интонацию выразительности.

2. Закреплять знание домашних и диких животных, овощей и фруктов.

3. Овладевать приёмом замещения.

4.Развитие произвольных движений рук и пальцев.

Материал:

Игрушки или предметные картинки овощей, фруктов, домашних и диких животных, мяч, кукла - доктор Айболит.

Ход занятий:

В. – Ребята, послушайте загадку:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

                              (Айболит).

И зайчонок и волчица

Все бегут к нему лечиться.

В. - Правильно. Где лечит зверей доктор Айболит в сказке К.М.Чуковского?

Д. – ( В Африке).

В. – Но ведь и в России зверей надо лечить. Вот наш доктор Айболит (достает игрушку). Смотрите, как много зверей пришло к нему лечиться ( показывает на игрушки, подготовленные для занятия). Но звери бывают разные. Какие?

Д. – ( Дикие и домашние).

В. – Поможем Айболиту лечить их?

 

 Игра «Найди свой дом».

В. – К доктору Айболиту пришли звери, но они все перепутались. Давайте разделим их на диких, которых расположим около картинки с деревьями, и на домашних, которых расположим около картинки с домиком.

( Проводится игра).

 

В. – Чем лечат больных?

Д. – ( Таблетками, микстурой, мазями  и т.д.)

В. – А ещё больные соблюдают постельный режим. Пока наши больные звери лежат в своих кроватках, доктор Айболит почитает им книжки. И мы с вами почитаем книжки и назовём звук, который громче и дольше всех поёт песенку или часто повторяется.

 

Игра «Скажи какой звук».

Аист вёз из магазина

На своей телеге груз:                                        -а-

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

 

Тихонтихонько чихнул,

Тимоша включил телевизор,                           -и-

Если молчит телефон,

Значит испорчен он.

 

Шёл полем Проша                                             -о-

По первой пороше.

 

По опушке шла старушка,                                 -у-

А навстречу ей лягушка.

 

Глаша каши наварила,                                       -а-

Кашей Сашу накормила.

 

В. – Ну, вот наши звери и поправились. А пока они болели и лежали, то много сил потеряли. Чтобы они набрались новых сил, их надо покормить. Но всех зверей нельзя кормить одинаково. Одни едят фрукты, а другие – овощи.

 

Игра «Положи в свою корзинку».

В. – Здесь у доктора Айболита овощи и фрукты перемешаны. Давайте разложим их по разным корзинкам. А как их различить?

Д.- Фрукты растут на деревьях, а овощи  - на грядках, на земле и в земле.

В. –Правильно. Только мы с вами разделим их по – другому: называя овощи и фрукты мы, ребята, будем определять и подчёркивать первый звук. И если название предмета начинается с гласного звука, то положим его в красную корзинку, а если с согласного – в синюю.

                              Апельсин – а;

                              Банан – б;

                              Помидор – п; и т.д.

 

В. – Ну, вот, овощи и фрукты мы разложили, можно зверей кормить. А чтобы мышцы зверей вернули свою упругость и силу – надо сделать зарядку. И мы с вами сделаем зарядку, поиграем с пальчиками.

 

Пальчиковая гимнастика. (Дети выполняют движения вместе с воспитателем)

- Чтобы пальчиками поиграть, надо их сначала посчитать:

«Мы считаем».

Раз – два – три – четыре- пять,

На другой руке опять.

Раз – два – три – четыре – пять,

Будем пальчики считать.

 

- Рано утром солнце встало, улыбаясь всем сказало:

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!          - пальцами правой руки по

Здравствуй, небо голубое!                очереди «здороваться» с

Здравствуй, вольный ветерок,          пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок.          похлопывая друг друга кончиками.

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую.

 

- Утром на речку пошли утята.

«Утята».

Раз – два – шли утята.                       – поочередно сгибать все пальцы

Три – четыре – за водой                       правой, затем левой руки,

А за ними плёлся пятый,                       начиная с большого.

Позади -  бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый испугался –

Громко – громко запищал:                - ритмично сгибать и разгибать

- Пи – пи – пи – не пищи!                     пальцы обеих рук.

- Мы тут рядом, поищи!

 

 

 - А в лесу белка угощает своих друзей:

«Белка»

Сидит белка на тележке                      - поочередно разгибать все

Продает она орешки.                                пальцы, начиная с большого.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

 

 - На лугу паслась овечка:

«Овечка»

Вот кудрявая овечка                              - играть растопыренными  пальцами

Шерстка белая в колечках                    - поочередно соединять все пальцы с

                                                                   большим «колечками»

Шерстка мягкая, густая                         - «кошечка» - поглаживание широко

                                                                   раздвинутыми  пальцами

Шубка у овцы такая.

 

 

- Вдруг поднялся ветерок,                    - плавные движения поднятыми руками

- Он становился сильнее.                      - сильные движения поднятыми руками

- Пошёл мелкий дождь,                         - кисти рук делают мягкие движения

- А потом -  сильный.                            – резкие движения кистями рук.

- Пришлось овечке бежать домой, а на двери висит замок:

 

«Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили,

Потянули и…открыли.

(Аналогичные словам движения выполняются по ходу текста)

В. – Замок открылся. И мы с вами, и овечка вошли в дом. А теперь, когда мы с вами, и звери сделали зарядку, набрались сил, можно поиграть.

 

( Одна или две игры проводятся в зависимости от усталости детей или времени продолжительности занятия)

 

Игра «Назови первый звук».(с мячом)

 Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя слово, ребёнок возвращает мяч, называя его первый звук:

Арбуз – а; утюг – у; лук – л; гриб – г; лиса – ль; и т.д.

 

В. – А теперь поиграем в другую игру, и тоже с мячом. Вставайте в круг.

 

Игра «Слова наоборот».

Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя слово, ребёнок возвращает мяч, называет слово с противоположным значением:

Большой - …(маленький).

Высокий - …(низкий).

Грустный - …(весёлый).

Один человек здоровый, а другой -…(больной).

Море глубокое. А ручей - …(мелкий), и т.д.

 

В. – Молодцы, ребята. Вы и доктору Айболиту помогли, и сами поиграли.