Конопкина Елена Васильевна
ГБОУ Школа № 1371 «Крылатское»
воспитатель
Поможем Айболиту.
(Занятие по развитию речи во 2 младшей группе детского сада по программе «Развитие»)
Программное содержание:
1.Закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое восприятие, использовать интонацию выразительности.
2. Закреплять знание домашних и диких животных, овощей и фруктов.
3. Овладевать приёмом замещения.
4.Развитие произвольных движений рук и пальцев.
Материал:
Игрушки или предметные картинки овощей, фруктов, домашних и диких животных, мяч, кукла - доктор Айболит.
Ход занятий:
В. – Ребята, послушайте загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит).
И зайчонок и волчица
Все бегут к нему лечиться.
В. - Правильно. Где лечит зверей доктор Айболит в сказке К.М.Чуковского?
Д. – ( В Африке).
В. – Но ведь и в России зверей надо лечить. Вот наш доктор Айболит (достает игрушку). Смотрите, как много зверей пришло к нему лечиться ( показывает на игрушки, подготовленные для занятия). Но звери бывают разные. Какие?
Д. – ( Дикие и домашние).
В. – Поможем Айболиту лечить их?
Игра «Найди свой дом».
В. – К доктору Айболиту пришли звери, но они все перепутались. Давайте разделим их на диких, которых расположим около картинки с деревьями, и на домашних, которых расположим около картинки с домиком.
( Проводится игра).
В. – Чем лечат больных?
Д. – ( Таблетками, микстурой, мазями и т.д.)
В. – А ещё больные соблюдают постельный режим. Пока наши больные звери лежат в своих кроватках, доктор Айболит почитает им книжки. И мы с вами почитаем книжки и назовём звук, который громче и дольше всех поёт песенку или часто повторяется.
Игра «Скажи какой звук».
Аист вёз из магазина
На своей телеге груз: -а-
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз.
Тихонтихонько чихнул,
Тимоша включил телевизор, -и-
Если молчит телефон,
Значит испорчен он.
Шёл полем Проша -о-
По первой пороше.
По опушке шла старушка, -у-
А навстречу ей лягушка.
Глаша каши наварила, -а-
Кашей Сашу накормила.
В. – Ну, вот наши звери и поправились. А пока они болели и лежали, то много сил потеряли. Чтобы они набрались новых сил, их надо покормить. Но всех зверей нельзя кормить одинаково. Одни едят фрукты, а другие – овощи.
Игра «Положи в свою корзинку».
В. – Здесь у доктора Айболита овощи и фрукты перемешаны. Давайте разложим их по разным корзинкам. А как их различить?
Д.- Фрукты растут на деревьях, а овощи - на грядках, на земле и в земле.
В. –Правильно. Только мы с вами разделим их по – другому: называя овощи и фрукты мы, ребята, будем определять и подчёркивать первый звук. И если название предмета начинается с гласного звука, то положим его в красную корзинку, а если с согласного – в синюю.
Апельсин – а;
Банан – б;
Помидор – п; и т.д.
В. – Ну, вот, овощи и фрукты мы разложили, можно зверей кормить. А чтобы мышцы зверей вернули свою упругость и силу – надо сделать зарядку. И мы с вами сделаем зарядку, поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика. (Дети выполняют движения вместе с воспитателем)
- Чтобы пальчиками поиграть, надо их сначала посчитать:
«Мы считаем».
Раз – два – три – четыре- пять,
На другой руке опять.
Раз – два – три – четыре – пять,
Будем пальчики считать.
- Рано утром солнце встало, улыбаясь всем сказало:
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! - пальцами правой руки по
Здравствуй, небо голубое! очереди «здороваться» с
Здравствуй, вольный ветерок, пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок. похлопывая друг друга кончиками.
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую.
- Утром на речку пошли утята.
«Утята».
Раз – два – шли утята. – поочередно сгибать все пальцы
Три – четыре – за водой правой, затем левой руки,
А за ними плёлся пятый, начиная с большого.
Позади - бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый испугался –
Громко – громко запищал: - ритмично сгибать и разгибать
- Пи – пи – пи – не пищи! пальцы обеих рук.
- Мы тут рядом, поищи!
- А в лесу белка угощает своих друзей:
«Белка»
Сидит белка на тележке - поочередно разгибать все
Продает она орешки. пальцы, начиная с большого.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
- На лугу паслась овечка:
«Овечка»
Вот кудрявая овечка - играть растопыренными пальцами
Шерстка белая в колечках - поочередно соединять все пальцы с
большим «колечками»
Шерстка мягкая, густая - «кошечка» - поглаживание широко
раздвинутыми пальцами
Шубка у овцы такая.
- Вдруг поднялся ветерок, - плавные движения поднятыми руками
- Он становился сильнее. - сильные движения поднятыми руками
- Пошёл мелкий дождь, - кисти рук делают мягкие движения
- А потом - сильный. – резкие движения кистями рук.
- Пришлось овечке бежать домой, а на двери висит замок:
«Замок»
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и…открыли.
(Аналогичные словам движения выполняются по ходу текста)
В. – Замок открылся. И мы с вами, и овечка вошли в дом. А теперь, когда мы с вами, и звери сделали зарядку, набрались сил, можно поиграть.
( Одна или две игры проводятся в зависимости от усталости детей или времени продолжительности занятия)
Игра «Назови первый звук».(с мячом)
Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя слово, ребёнок возвращает мяч, называя его первый звук:
Арбуз – а; утюг – у; лук – л; гриб – г; лиса – ль; и т.д.
В. – А теперь поиграем в другую игру, и тоже с мячом. Вставайте в круг.
Игра «Слова наоборот».
Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя слово, ребёнок возвращает мяч, называет слово с противоположным значением:
Большой - …(маленький).
Высокий - …(низкий).
Грустный - …(весёлый).
Один человек здоровый, а другой -…(больной).
Море глубокое. А ручей - …(мелкий), и т.д.
В. – Молодцы, ребята. Вы и доктору Айболиту помогли, и сами поиграли.