Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5728 «Современные подходы к развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения, средствами театрализованной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Опубликовано 26.01.2020

 

«Современные подходы к развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения, средствами театрализованной деятельности

 в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

 

Воспитатель высшей  квалификационной  категории

МАДОУ - детский  сад компенсирующего вида № 82

Ваганова Е.Ю.

 

 

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали,

нравственности и общения…»

                                   Б. М. Теплов

 

В современном обществе, в  соответствии  с ФГОС ДО, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Дошкольник – человек играющий, поэтому в ФГОС ДО закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - А. Асмолов.

Современная педагогика постепенно становиться развивающей. Одной из важных коррекционных задач, решаемых в процессе театрализованной деятельности, является развитие коммуникатвных умений и навыков дошкольников со зрительной патологией. При этом особая роль уделяется обучению детей данной категории пониманию, воспроизведению и использованию неречевых средств общения.

Я, придерживаюсь мнения ученых-тифлологов, которые обращают внимание на значимую роль театрализованной деятельности в развитии детей с нарушениями зрения. Она способствуют творческому развитию личности ребенка с ограниченными зрительными возможностями, навыков общения, интеллекта, речи, формированию его вкуса, становлению различных видов деятельности дошкольников данной категории и их социальной адаптации.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Театрально – игровая деятельность как один из факторов формирования жизненной компетенции у детей с нарушением зрения предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Благодаря сказке ребенок познает мир не умом, а сердцем. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Изучив литературу по данной проблеме, я решила использовать театрализованную деятельность в целях развития речи, артистических и коммуникативных способностей детей с нарушением зрения.

       Дети нашей группы очень талантливые и одарённые, просто они не могут воспринимать окружающий их мир во всём его качественном многообразии из-за нарушения зрения. Поэтому важно развить у детей способности и потребности к творческой деятельности, в процессе которой особое место занимает накопление впечатлений и переживаний.

Игра-театрализация – это тот ключ, который помогает, как я считаю, моим воспитанникам узнавать мир, одаривать их воображение, наполняет чувствами. Театрализованная игра, к которой я обратилась, поможет детям познать окружающий мир и осуществит коррекционную работу, пробудит у детей желание проявить себя, свои творческие наклонности, свои умения. Я считаю, что игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сформировались у ребёнка с нарушением зрения.

При составлении плана работы по данной теме  я учитывала, что у детей с нарушением зрения развитие речи имеет свои особенности:

-вследствие обедненности сенсорного, житейского и игрового опыта у них не возникает достаточного зрительного образа наблюдаемой ситуации, что приводит к задержке развития замысла;

-отсутствие замысла, приводит к тому, что высказывания таких детей носят непоследовательный, большей частью эмоциональный характер;

- ограниченность сенсорного опыта, влияет на выполнение речевых заданий.   

        Используемая в них наглядность имеет для детей ограниченное сигнальное значение;

-дети с нарушение зрения затрудняются вычленить главную суть события из своей жизни и подобрать необходимый словарь, поэтому трудно понять, что же интересное произошло с ними лично;

-несформированность основных механизмов речи приводит к недоразвитию монологической речи, что существенно отражается на качестве их высказываний.

       У детей с нарушением зрения  при переходе в другую социальную среду возникают проблемы в общении с детьми и взрослыми. А театрализованная деятельность с помощью литературного произведения или сказки имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).

     Исходя из актуальности темы Современные подходы к развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения, средствами театрализованной деятельности в соответствии  с  ФГОС  ДО»,  мною была спроектирована педагогическая деятельность.

  Цель: способствовать развитию образности и выразительности речи, а так же творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в соответствии  с  требованиями  ФГОС ДО.

          Данная цель мною реализуется только в комплексности решения коррекционных, образовательных и воспитательных задач во всех направлениях работы с воспитанникам:

1. Задачи по образовательным областям:

  • Познавательное развитие: Знакомить детей с различными видами театра; приобщать детей к искусству театра, вовлекать в игры по сюжетам знакомых сказок, рассказов. Учить детей умело использовать речевые приёмы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса. Развивать интерес детей к театрализованной игре, способствовать развитию творческой самостоятельности, формировать умение действовать в театральном коллективе.  
  • Социально-коммуникативное развитие: побуждать взаимодействию с партнёрами на сцене, развивать речь, согласованность диалога персонажей. Воспитывать культуру поведения в театре.
  • Художественно-эстетическое развитие: формировать умение разыгрывать несложные представления, входить в роль, использовать для воплощения образа выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, развитие эстетического вкуса в передаче образа.
  • Физическое развитие: продолжать закреплять умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

2. Коррекционно-педагогические задачи:

  • Развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа);
  • Развивать точность в координации движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах (ширма, сцена);
  • Развивать эмоционально-волевую сферу, вырабатывать адаптацию к новым видам деятельности;
  • Развивать восприятие цвета.

Реализуя проектную  деятельность  по театрализованной  деятельности,   я опиралась на научные принципы построения  развивающей предметно-пространственной  среды в соответствии с ФГОС  ДО:

ü Принцип создания развивающей предметно-пространственной  среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.

ü Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

ü Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей

ü Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

ü Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.

ü Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Созданная  в  группе развивающая    предметно-пространственная среда для театрализованной деятельности – способствует развитию творческой личности ребёнка.

       В группе оборудован театральный уголок, а так же «книжный уголок», где ребёнок может посмотреть иллюстрации к сказкам. Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров: настольный  театр; театр резиновых игрушек; театр мягких игрушек; театр масок; пальчиковый театр; варежковый театр; теневой театр; театр би-ба-бо; театр картинок (фланелеграф).

     Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно. Имеется в группе «Театральный сундучок» в котором хранятся разные элементы костюмов, шапки-маски и разнообразный бросовый материал, что позволяет детям моделировать, экспериментировать, добавлять что-то новое в костюм героя сказки. Есть в группе фланелеграф, ширма для настольного театра, переносная ширма для постановок верховыми куклами. Материалы уголка постоянно меняются и обновляются. Всё это позволяет детям в повседневной жизни применять умения и навыки, полученные в процессе театрализованной деятельности.

При изготовлении театральных атрибутов учитывала ряд требований:

- учитывая особенность зрительного восприятия детей, не следует перегружать сцену декорациями;

- при показе спектаклей предпочтение целесообразно отдавать зеленому и светло-желтому фону;

- атрибуты должны быть наполнены смысловым содержанием, от этого зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;

- учитывать возраст детей, на которых рассчитана наглядность, а также имеющиеся у них представления, т.е. эта наглядность (театральная атрибутика) должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;

- особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной из информативных характеристик; форма предметов выделяется с помощью четкого контура;

- необходимо правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.

-  большое значение играет цветовое решение атрибутов и декораций. Так, использование красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов стимулирует работу рецепторов сетчатки, активизирует зрительные возможности детей.

Для  успешной  реализации  проектной  деятельности  в своей  работе  использовала  следующие формы и методы работы с детьми:

1)    Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2)    Игры-драматизации.

3)    Упражнения для социально-эмоционального развития детей.

4)    Коррекционно-развивающие игры.

5)    Упражнения по дикции (артикуляционные гимнастики).

6)    Задания для развития речевой интонационной выразительности.

7)    Творческие игры (игры-превращения, образные упражнения).

8)    Упражнения на развитие детской пластики.

9)    Пальчиковые игры.

10)   Упражнения на развитие выразительной мимики.

11)   Упражнения по этике во время драматизаций.

12)   Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13)                   Знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

            В процессе работы с дошкольниками я обратила внимание на то, что дети лучше запоминают диалоги в стихотворной форме. Отбирая литературный материал для детских спектаклей и сказок, я старалась это учитывать.

      Для реализации этих направлений работы я разработала перспективный план по данной теме, в котором театрализованная деятельность осуществляется в образовательной деятельности, праздниках, развлечениях, а так же в самостоятельной деятельности детей.

Для приобщения к театрализованной деятельности я использую игровые упражнения, например «Изобрази героя», «Пойми меня» и т.п., народные песенки, потешки, занимательные сценки. Для снятия мышечного напряжения включаю  в работу следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения», игры «Капуста», «Перестройся по росту» и др.

     С целью развития воображения, мышления, памяти предлагаю детям закончить короткую историю, придумать конец сказки или изменить сюжет сказки, введя в неё персонажа из другой сказки. Дети придумываю истории, я их записываю в их книжки-малышки. Например, при знакомстве с темой «Обувь», я предлагаю детям сочинить сказку: «О чём думают валенки летом», «О чём думает щётка, забытая под шкафчиком» и т.д. Это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и явилось хорошим средством для повышения эмоционального тонуса. С группой наиболее активных детей драматизировали сказки, используя настольный театр; с малоактивными - произведения с небольшим количеством действий. Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность, возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Особенно важным считаю организацию сотрудничества с семьёй. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.

Не менее важным направление в системе  организации посредством театра-лизованной деятельности, является сотрудничество воспитателей группы и педагога-логопеда, а также музыкального руководителя, которое проводилось  по следующим направлениям:

 • Консультирование воспитателей группы по работе с детьми (развитие артикуляционного аппарата, закрепление изученных звуков, работа над пластикой, выразительностью речи)

• Рекомендации педагогов-специалистов по работе с детьми (составляются ежемесячно).

 • Индивидуальные занятия педагогов-специалистов с детьми, в том числе совместно с воспитателем

Таким образом, можно сделать  вывод, о том, что организуя театрализованную деятельность, успешно реализуются основные направления ФГОС ДО, развивается личность дошкольника, его индивидуальные особенности, ребенок переносится в сказочный, увлекательный мир, познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

В процессе театрализованной деятельности у детей с нарушениями зрения совершенствуются формы и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Новая роль, особенно диалог персонажей   помогает воспитанникам ясно, чётко, понятно изъясняться, улучшилась у детей диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений подготовили детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочили их речевую деятельность.