Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук Ж и буква Ж»
Подготовительная группа.
Воспитатель: Коновал Т.М.
МБДОУ № 13 «Незабудка»
Задачи: Закрепить навык произношения [ж] в слогах, словах, фразах, определять место звука в слове (в начале, середине). Учить красиво и правильно строить предложение, составлять схему предложения, учить читать слоговые таблицы, составлять слова. Прививать любовь и интерес к чтению. Развивать память, внимание.
Материал: предметные картинки, буква Ж, большого формата. Слоговая таблица, схемы предложения, палочки, мяч, игрушка «Незнайка».
Ход НОД:
- Ребята, к нам в гости сегодня пришел Незнайка. Он не обучался грамоте и не знает буквы, не знает из чего состоит слово и как составить предложение.
- Вот сегодня мы с вами поможем ему это узнать. (дети садятся на стульчики, обращаю внимание на осанку).
- Дети, посмотрите внимательно на картинки (жираф, жук). Кто это? (ответы детей)
- А сейчас скажите эти слова, выделяя первый звук. (дети говорят слова, выделяя [ж])
- Какой звук слышен в этих словах? (дети: звук «ж-ж-ж»)
- Правильно звук «ж-ж-ж»
- (делаем артикуляционную гимнастику) Когда мы произносим [ж], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнесите «ж-ж-ж». (дети произносят звук, глядя в зеркало). И язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим [ж].
- Гласный или согласный [ж]. (ответы детей)
- А сейчас узнаем звонкий или глухой этот звук? Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж», что делает голосок, спит или поет песни? (ответы детей)
- Громко он песни поет или тихо? (ответы детей)
- Значит какой это звук? (дети: звонкий)
- Чья это песенка? Кто так жужжит? (ответы детей)
Игра «Найди картинку со звуком Ж и определи место звука в слове» (картинки лежат на столе)
- (показываю букву Ж). Звук Ж обозначается такой буквой. На что похожа эта буква? (ответы детей)
Зачитываю стих. Эта буква широка
И похожа на жука,
Да при этом точно жук
Издает жужжащий звук «ж-ж-ж»
Задания для детей: прорисовка буквы в воздухе, на ладошке, на спине друг у друга, за столом составляют из палочек эту букву.
Чтение слоговой таблицы из слов. Указкой показываю слог, дети читают слог и составляют слова.
Игра «Телеграф». Дети, я вам скажу слово, а вы должны это слово передать по телеграфу. Прохлопывая, отстукивая количество слогов в названном слове (лыжи, жук, снежинки, лужа, ножницы, жучок, жираф).
Физкультминутка. Чистоговорки (дети проговаривают чистоговорки, а затем делают соответствующие движения)
- Жи-жи-жи-жи – в море плавают моржи.
- Жа-жа-жа-жа – догоняем мы ежа.
- Жу-жу-жу-жу – я летаю и жужжу.
- Же-же-же-же – дождик кончился уже.
- Жок-жок-жок-жок – дети вышли на лужок.
Работа за столами.
- Дети, давайте вспомним из чего состоит предложение. (ответы)
- Предложение начинается с заглавной буквы, состоит из слов, в конце предложения ставится точка, ?, !.
Загадываю загадку.
Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу,
Зная твердо букву эту
Я жужжу весной и летом. (Жук)
- Со словом жук мы будем составлять предложения и делать схему предложения (дети составляют предложения, зачитывают свои предложения, разбираем схему, исправляем ошибки, отмечаю старания детей)
- А сейчас в конце занятия, вспомним и расскажем Незнайке, что мы сегодня изучили? Какой звук и букву? Что в занятии понравилось больше? (ответы детей).
Отмечаю старания всех и каждого индивидуально, только с положительной стороны.
- А сейчас Незнайка вам подарит небольшие сюрпризики (наклейки).
Конспект НОД во 2 младшей группе «На лесной поляне»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатель: Коновал Т.М.
МБДОУ № 13 «Незабудка»
Задачи: Учить детей изображать дерево (ствол, ветки). Использовать умение рисовать всем ворсом кисти и кончиком кисти, приподнимая ее. Развивать у детей эстетическое восприятие. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Материал: бумага голубая, альбомного формата; краски (черная, коричневая, серая); кисти, мольберт, игрушка – зайчик.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями, рисование палочкой на снегу (земле), рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
Дети стоят полукругом.
- Дети, посмотрите, к нам в гости прискакал зайчик, давайте поздороваемся с ним (дети здороваются).
Зайчик: Дети, я бегал в лесу и выбежал на полянку. И тут меня увидала лиса. Я хотел спрятаться за дерево, но дерева на полянке не было, и я еле убежал от лисы. И вот прибежал к вам. Не знаю, как мне быть?
- Ребята, как можно помочь зайчику? (ответы детей).
- Правильно, мы нарисуем на полянке дерево.
- Посмотрите, как правильно надо рисовать дерево.
Дети подходят к мольберту. Показываю приемы рисования.
- Рисуем ствол всем ворсом кисти, сверху вниз. Затем рисуем ветки, приподнимая кисть и кончиком кисти.
- Дети, давайте в воздухе прорисуем дерево. (дети показывают и проговаривают слова: ствол, ветки дерева).
- Дети, а сейчас каждый, на своей полянке нарисуем дерево.
Дети садятся за столы и на своих листочках рисуют. Включаю музыку.
Музыка выключается. Проводим пальчиковую гимнастику.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали (дети сжимают и разжимают кулачки).
Мы немножко их встряхнем,
Рисовать опять начнем (дети встряхивают пальчики в разные стороны).
Включается музыка, дети садятся дорисовывать дерево (веду индивидуальную работу: помогаю, у кого не получается, показываю как надо нарисовать, но на своем листочке).
Дети дорисовывают дерево и несут работу зайчику.
Зайчик: Ой, ребята, спасибо. Теперь я смогу спрятаться за дерево.
Зайка приглашает всех поиграть (п/и «Зайка беленький сидит»).
- Ребятки, а сейчас давайте расскажем зайчику, какое дерево выросло у нас на полянке? (ответы детей: большое, ветвистое, маленькое, крепкое, прямое и др.).
- Молодцы, ребятки, помогли зайчику! Спасибо!