Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5045 Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребенка".

Опубликовано 31.03.2019

Зайцева Мария Викторовна
ГБОУ №1554 ДО №6 г. Москва
воспитатель
Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребенка".

 

Вспоминая детство, нам на ум приходят мамины теплые руки, и…любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т.д. – у каждого свое). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.

Дошкольный возраст -  уникальный и решающий период развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей  деятельности дошкольника - в игре. Готовность же к деятельности следующего возрастного периода - учебной, обеспечивается продуктивностью проживания текущего возрастного периода. Пока ребенок не наиграется, не достигнет зрелого уровня игровой деятельности, он не сможет полноценно начать учебную.

Игра детей неотделима от игрушек.

 В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу – проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали  служить вам – уберите их с глаз ребенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.

 К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.

   В это время игрушки должны увеличиться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ним действовать. Например, пирамидка с конусообразным  стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно - матрешки не будут неразлучными сестрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.

   Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», то есть эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа – предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее мусор. Но для ребенка это ценнейший материал для развития фантазии  и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т.д.

   Введение этих предметов целесообразно с 2-3 лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»). При желании все игрушки можно сделать своими руками  и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию – и у вас все получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку; во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или  ткани великолепную куклу и одежду для нее;  в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с

другой – хорошая возможность сплочения семьи.

   Хотелось бы остановиться еще на одном моменте – выборе игрушек.

   Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь

  правилами. Игрушка должна быть:

    - безопасной (прочной и качественной);

    - эстетичной на вид (красивой, в художественном исполнении);

    - соответствующей возрасту и возрастным задачам  развития;

    - многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше. Естественно это не касается погремушек для малышей.);

     - соответствовать этическим нормам (игрушка должна по возможности пробуждать добрые, гуманные чувства, воспитывать бережное отношение к живому. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства, такие как насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому). Нарушение этических требований к игрушке, даже при хорошем развивающем эффекте, должно служить основанием для отказа от нее.

    Нельзя не отметить, что для ребенка привлекательно и то, что модно, что он видит на экране телевизора или у других детей. Часто дети предпочитают то, что совершенно не подходит для игры, - монстров, страшилищ, гламурных красоток и пр. В связи с этим ответственность за формирование здоровой игровой среды, вкуса и предпочтений ребенка лежит на родителях.

    В заключение необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!