Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5199 Опыт работы "Влияние игр с наглядным материалом на развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Опубликовано 15.05.2019

Гурина Ольга Сергеевна
МКДОУ д.с № 4 "Ромашка"

Кировская область, г. Белая Холуница 

Воспитатель


Опыт работы "Влияние игр с наглядным материалом на развитие связной речи детей дошкольного возраста"

 

 

   Одной из ведущих задач, которые решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие.  Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Развитие речи» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

 

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей ( лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности;
  3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 Дошкольный возраст –это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития всех сторон речи: фонетической. Лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Часто общаясь с человеком именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок тем ему легче общаться с людьми. Что и придает моему опыту актуальность.

       В связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития:  формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи. Последовательность и опытность и, точность и ясность изложенной  мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи – одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

 

 

Анализ диагностических данных по развитию речи старшего дошкольного возраста показывает, что  речь детей характеризуется следующими недостатками:  пропуском смысловых звеньев, нарушение логической последовательности повествования, длительными паузами. Дети ведут себя пассивно в ходе обсуждения текста.

Таким образом, пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и на  их совершенствование.

Развитие речи я традиционно осуществляю в разных видах детской деятельности детей. Система НОД по развитию речи создана мною на базе комплексного подхода. В качестве основных средств обучения развития связной речи выделила для себя дидактическую игру и игровые приемы.

В целях методического обеспечения я использую разработанную особую развивающую технологию, направленную на решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающую развитие связной монологической речи.

К практическим методам я отнесла различные игры и упражнения. Они используются мною для решения всех речевых задач. 

В обучении дошкольников построению связных текстов развиваю умение раскрыть тему и основную мысль высказывания.

По способу передачи информации выделяю следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов я осуществляю в таких формах работы как беседа, анализ собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему; использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений, дидактической игры.

Учитываю основные принципы развивающих игр : совмещение элементов игры и учения, переход от игры- забав через игры – задачи и учебно -познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры ; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единства обучающих и воспитательных воздействий.

 

Всю работу я разделила на 3 этапа:

1 этап – цель: усвоение детьми структуры сюжетного повествования.

Свою работу начала с метода совместных рассказывании, где использовала такой игровой приём « Я начну , а ты продолжишь», « Закончи предложение», «Найди ошибку».

В процессе обучения планированию высказываний задавала схему, называя начало предложения, подсказывала последовательность, способы связи («Жила была девочка….Однажды она…А навстречу ей…»). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Далее давала свой образец рассказа – это короткое живое описание предмета или изложение кого – либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае я использовала приём рассказывания по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовала дидактические игры «Магазин игрушек», «Кто это?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию».

В качестве наглядной опоры предлагала детям «Схему описания игрушек». Эти игры побуждали детей к активному речевому участию. С целью усложнения игры стала использовать загадки - описания. Так, сначала учила отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Здесь побуждала детей использовать схему самостоятельно.  Например, послушай и догадайся о чем речь: он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу.

На данном этапе использовала следующие виды игрушек: дидактические (матрёшки, пирамидки), сюжетно - образные – куклы, машинки , животные, посуда, мебель, транспорт, готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор.

Также включала в работу и рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отобрала картины с упрощённым сюжетом и дала образец своего рассказа по картине. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, неумением последовательно излагать события, поскольку ещё нет четкого изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики.

В продолжение работы по развитию связной речи включила рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Вместе с детьми рассматривали и описывали каждую картину из серии, а затем объединяли в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. Здесь в процессе рассматривания выделили: начало, середина, конец рассказа.

Итог 1 этапа: В результате проведенной работы дети овладели умениями точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Дети стали внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.

 

 На 2 этапе своей работы усложнила все виды игр и игровых приёмов. В совместном рассказывании использовала уже частичный образец – начало или конец рассказа, так как этот прием облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста. Игру «Реклама» с использованием схемы   применяла при закреплении умения рассказывать или демонстрировать детьми вариантов для творческого задания ( одному из детей завязывают глаза, он должен догадаться о чем идет речь, другой ребенок должен описать предмет не называя его). Вместе с детьми анализировали образец рассказа, это побуждает детей к последовательному изложению и структуре рассказа. Этот приём подсказывает им план будущих рассказов. План рассказа сопровождался коллективным обсуждением. В процессе последовательного обсуждения плана, вместе отбирали наиболее интересные высказывания и объединяли в целостный рассказ.

Продолжая работу над составлением рассказа об игрушках, использовала набор игрушек. Составляя связный последовательный рассказ по группе игрушек, сопровождала игровыми действиями с игрушками по типу игры – драматизации. В данном случае составление рассказа облегчается тем,  что ребенок рассказывает о действиях, которые сопровождает сам.

Постепенно дети начали самостоятельно составлять рассказы. На данном этапе помогла развивать сюжет, используя слова – связки, глагольную лексику (позвал, убежал, встретил)  и учила включать диалог действующих лиц. Для рассказа отбирала 2-3 игрушки, чтобы легче развивать сюжет и включать в повествование всех действующих лиц, подбирать слова к действиям, использовать прямую речь. Такой приём рассказывания нравится детям, они сами хотят придумывать подобные рассказы или сказки.

Усложнила и содержание дидактических игр на описание их содержанием. В игре «Магазин игрушек» ребенок- покупатель должен описать игрушку, опираясь на схему – модель, а продавец – отгадать, какая эта игрушка и продать ее. Условием получения игрушки кроме описания поставила требование назвать отдел, полку, на которой она стоит.

В составлении рассказов по картине добивалась последовательного описания всех персонажей, их взаимоотношений, обстановки, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.

В работе по серии сюжетных картин использовала различные игровые приёмы. Упражнение « Найди ошибку» - выставляется набор картинок заведомо нарушенной  последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее, придумать название рассказа и содержание по всем картинкам.

В задании « Продолжи рассказ» - вся серия находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая  и каждая картинка описывается. В конце дети давали название серии. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета.

В упражнении « Что пропустили?» расположена серия картинок, часть закрыта. Детям дается задание придумать, что пропустили и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ, и сравнивают рассказы между собой.

Это упражнение решает ряд задач: формировать представление о композиции, развивать умения описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало  и середину, когда известен конец.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

После того как дети усвоили структуру сюжетного повествования научились понимать  и оперировать схемами- моделями, знать композицию повествования и описания, переходим к 3 этапу работу – творческому виду рассказывания – это продуктивный вид деятельности, конечным результатам которого должен быть связный, логически последовательный рассказ. Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности детей. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой личный опыт, и облекать его в форму связного повествования).

Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинение рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц. В рассказах по отдельной игрушке (это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки), игрушка только определяет главного героя, а образы действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта. В помощь детям предлагала план в виде общих вопросов, например, в рассказе «Приключения козленка»: «Куда мог отправиться козленок?»; «Кто были его друзья?»; «Что с ним случилось?»; «Чем закончилось его приключение?». Планом намечала основные вехи рассказа, а дети наполняли его содержанием.

В рассказывании по серии картин, использовала словесные указания: кому начать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.

В рассматривании по серии картин предлагала детям самим задавать вопросы, например «Зимние развлечения». После таких пояснений и указаний дети принимали активное участие в коллективном рассказывании.

На этом этапе было важным понимание детьми задание «придумать», то есть создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Тема должна быть близка к опыту детей, чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступный их пониманию и интересный. Только в этом случае у детей появится желание придумать свой рассказ или сказку.

Обучение умению придумывать сказки начала с игры «Перевертыши» или «Сказка наоборот». Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки проводила следующим образом: сначала в речевой деятельности активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. Далее - совместно с детьми осуществляли анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Вместе с детьми выбирали  тему, называли персонажей – героев будущей сказки, придумывали план развития сюжета. И в конце- активизировала самостоятельное развитие сказочного повествования.

 

Работу по этапам с детьми я начала со среднего дошкольного возраста. А в подготовительной группе подвела итоговые результаты.

Получилось следующее:  речь детей стала грамматически правильная, расширился их словарный запас, дети легко пользуются схемами-моделями, свободно пользуются структурой сюжетного повествования. Речь детей стала логична и последовательна. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, пользуются разнообразными средствами выразительности. Безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Уровень развития речи детей повысился с 75( средняя группа) до 100 % (подготовительная группа), нет детей с низким уровнем речевого развития.

 Систематически проводя с детьми дидактические игры можно не только развивать умственные способности и хорошую речь, ну и уточнить знания об окружающем мире.