Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5518 Сообщение для воспитателей: Речь воспитателя как средство развития речи у детей.

Опубликовано 07.11.2019

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад комбинированного
 вида № 91 «Белочка»

 

 «Речь воспитателя как средство развития речи у детей»
(выступление для воспитателей)

 

 

Воспитатель старшей группы «Яблонька»:

Млынарчук А.В.

 «У2 КУАРУСЕЛЬ»

                                                                                     

.

Петрозаводск 2019 г.

 


  Развитие речи и словаря у детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
  Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение с воспитателем.
  В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речи два важных требования:
1.  связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т.п.);
2.  она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).
  Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.
Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
  Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей.
Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?
 Дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
1.  Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего - в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2.  На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такая ошибка: при речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
  Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
  Речевой образец воспитателя как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.
  Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сделать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно - важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:
- при работе с картинкой;
- при пересказе;
- при рассказывании из личного опыта;
- для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитателем.
Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна.

  Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям:
1.  Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения);
2.  Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3.  Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
  Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни и на занятиях.
  Речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.
  Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с дошкольниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умственной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый может быть вызван.
   Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.
К ним мы относим:
-  разговор с детьми;
- поручения и задания
- беседы
- рассказывание
- чтение
- письма
- заучивание стихотворений.
  Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации взрослого в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
 Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
  Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности, поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников.

  Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему учителем, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
 
Список использованной литературы:
1.    Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
2.    Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
3.    Столяр А.А. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008.
4.    Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.