Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5528 Статья "Актуальность речевого развития"

Опубликовано 14.11.2019

Чурбанова Валентина Николаевна

ДОУ "Родничок"

Воспитатель

 

Актуальность речевого развития.

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего завершения в развитие связной речи. Как гласит народная мудрость «Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы».

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря ;развитие связной ,грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчество, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте(ФГОС ДО, п. 2.6. ). Как результат педагогически-грамотно выстроенной работы с детьми на этапе завершения дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО согласно пункту 4.6. ребенок может уже достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивать речевое высказывание в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны другие области. Да, все они важны, но полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б.  Эльконин,  Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

Однако, по наблюдениям современных педагогов: воспитателей, учителей начальных классов, психологов и логопедов на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. В речи дошкольников существует множество проблем, а именно: нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь,  аграмматизмы,  простые, невыразительные предложения.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальным стал вопрос по развитию речи детей не смотря на то, что он рассматривался в начале ХХ века. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Задержка речевого развития, которой сейчас страдает около 25 % детей, неусидчивость, невнимательность, снижение школьной успеваемости — все эти нарушения нуждаются в коррекции ещё в раннем возрасте, до поступления ребёнка в школу. Иначе, они могут перерасти в более серьезные проблемы.

Анализ педагогической литературы по данной проблеме позволил сделать вывод, что наблюдается тенденция к снижению уровня языковой культуры общества в целом, а в детском сообществе в частности. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения, DVD дисков, интернет- программ.

Исходя из вышесказанного, выделяются несколько причин влияющих на возникновение речевых нарушений.

  • ухудшение экологической обстановки;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В связи с этим передо мной стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию.

Созданная мною РППС отвечает современным требованиям, стимулирует речевую  деятельность дошкольников, даёт каждому ребёнку сделать выбор, чем он будет заниматься.

Помещение группы разделено на несколько центров активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для продуктивной деятельности и игры.

Для реализации поставленных задач создала условия для совместной деятельности детей со взрослым и самостоятельной детской деятельности. В группе имеется речевой центр. Он представлен коврографом с игровым полем, буквами; играми, как фабричного производства, так и изготовленными мной, совместно с родителями. В речевом центре также представлены всевозможные азбуки, разрезные индивидуальные кассы с буквами, слоговые таблицы.

Реализуя принцип наглядности в обучении детей, подобрала иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал (кассы букв, карточки по звуковому анализу слов). Используем  его как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной  деятельности  с детьми. Позже, когда дети усвоили материал, выставляем  его для самостоятельной деятельности. Данный центр разделён на несколько блоков.

1.Блок «Активного обучения». Эта зона представлена доской для демонстрации, магнитной доской и пространством для взаимодействия с детьми во время организованной деятельности. Так же её элементами являются столы и стулья с регулируемой высотой. В необходимом количестве имеются цветные карандаши, наглядные пособия и игры используемые во время занятий (в зависимости от поставленной цели).

2.Блок  «Активизации речевой активности»: Здесь разместила различные картотеки.

- картотека пальчиковой гимнастики;  

- картотека  потешек  на заданный звук;

-  картотека речевых игр;

3.Блок «Обучения грамоте» представлен различными тематическими настольными играми:

Познавательные игры– лото «Чтение», «Собери пословицы»;

развивающие игры-«Расшифруй слова», «Почитай-ка», «Делим сова на слоги», «Азбука», «Ребусы»;

настольно – печатные игры, домино «Читаем по слогам», обучающая игра «Почитаем – посчитаем»

4.Блок «Дидактические игры»:В своей педагогической работе больше внимания я уделяю, дидактической игре и благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста. Я считаю, что дидактическая игра позволяет развивать речь детей: пополняет и активизирует словарный запас слов, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

В ходе работы мною была собрана картотека дидактических игр и игровых упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. 

С целью научить детей  называть предметы одним словом, обогащать словарный запас я использую игру«Назови одним словом».

Для развития  тактильных  ощущений , словаря  признаков я использую игру«Чудесный мешочек»

С целью активизации глагольного словаря детей, развития воображения я провожу игру: «Кто может совершать эти действия?»

Для того , чтобы активизировать и вводить в речь обобщающие понятия я использую игру:  «Что лишнее и почему?»

С целью научить воспитанников  классифицировать виды транспорта я провожу игру «Виды транспорта».

С целью формирования  умения подбирать противоположные по смыслу слова я использую игру « Наоборот». С целью учить детей  подбирать глаголы, обозначающие действия,  развивать память я использую игру «Кто больше назовет действий?»

С целью формирования  словаря наречий я использую игру«Скажи по другому»

С целью развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать  я использую игру:«Какой предмет?»        

С целью пополнение словарного запаса словами, относящимися к данному действию и обозначающих предметы я использую игру: «Кто больше?»

 С целью учить детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение я использую игру «Какое что бывает?»

С целью учить подбирать предмет к действию я использую игру«Отгадай, кто это?»

С целью научить детей подбирать антонимы я провожу игру «Назови нужное слово».

5. Блок «Развитие связной речи» представлен методическими папками по теме:

Педагогическое наблюдение за воспитанниками, позволило сделать вывод, что одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

С целью формирования данного навыка мной была создана методическая папка в которой систематизирован материал по теме: « Составление рассказов по картине  ». В данной папке разместила методические рекомендации по составлению рассказов по картине в соответствии с возрастом детей , размещены необходимые наглядные  пособия и разработаны конспекты занятий в соответствии с темой и возрастом детей.

В  ходе обучения детей рассматриванию картины  у них формируется  умение  замечать в ней самое главное: развивается  связная речь , зрительное  внимание и восприятие, координация речи с движением, общие  речевые навыки .

Также дети учатся  правильно понимать содержание картины,  воспитываются чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины) .

У воспитанников   активизируется  и расширяется  словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить).

6. «Блок методического, дидактического и игрового сопровождения». Он содержит следующие разделы: справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; научная и методическая литература, материалы по обследованию речи детей; учебно-методические планы по развитию речи.

7.Блок «Формирование правильного звукопроизношения»представлен различными играми, дидактическими пособиями на развитие речевого дыхания, альбом упражнений артикуляционной гимнастики, наборы предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах, предложениях и рассказах и др.

8.Блок «Развитие фонематического слуха и восприятия» (звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности; карточки «Определи место звука»; карточки– символы гласных и согласных звуков; дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Поезд», «Звуковые часы» и др.);

9. Блок «развитие лексико-грамматического строя речи». Здесь разместила наборы предметных картинок для упражнений в словоизменении и словообразовании, в употреблении предлогов, в согласовании, наборы сюжетных картинок для составления простых предложений; настольно - печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений и др.

10. Блок «Библиотека»:В данном центре активности дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку. Также здесь размещаю различные выставки литературы по темам недели, имеются детские энциклопедии, портреты детских писателей.

В группе есть достаточное количество методической литературы и учебно-наглядных пособий для обеспечения образовательного процесса в ДОУ. Благодаря этому происходит развитие речи дошкольников, а также подготовке детей  к обучению грамоте.