Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5529 Рабочая программа «Значение образовательной среды в организации подготовительного этапа сенсорного воспитания детей раннего возраста»

Опубликовано 14.11.2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ     ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕТСКИЙ САД  «РОДНИЧОК» С. ЛЕБЕДЕВКА

 


 

 

Рабочая программа

«Значение образовательной среды в организации подготовительного этапа сенсорного воспитания детей раннего возраста »

 

 

Автор

Воспитатель

Гизбрехт Ольга Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

В современном обществе проблема сенсорного воспитания стоит особенно остро, поскольку люди  улучшая себе условия жизни, усложняют ребёнку возможность исследования и познания мира.

Но именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

Полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, школе и для многих видов труда.

Сенсорное воспитание в раннемвозрасте (данная  рабочая программа, далее по тексту Программа, ориентирована на возраст от 2 до 3 лет)  основной вид воспитания вообще.

Именно этот возраст, большинством исследователей, считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое в отличие наследования биологического, предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.  

Чтобы привлечь внимание ребёнка к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, нужно погрузить ребёнка в такую образовательную среду, которая способствовало бы возникновению интереса к предметному миру и умению ориентироваться в этом мире совместно со взрослыми и  сверстниками.

Правильно организованная образовательная среда позволяет последовательно и планомерно подводить ребёнка к ознакомлению с сенсорной культурой человечества, ранний возраст своего рода трамплин сенсорного воспитания.

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель программы Создание образовательной среды для успешного сенсорного воспитания детей раннего возраста

Задачи

1Соблюдать целостность подходов при организации развивающей среды

Программы с ООП МКДОУ детский сад «Родничок» с. Лебедёвка

2Создать сенсорную комнату для детей раннего и младшего возраста

на базе МКДОУ; Обогатить  предметным содержанием все центры группы, имеющие пересечения с сенсорным воспитанием

3.Спрогнозировать целенаправленную содержательную деятельность в совместной и самостоятельной деятельности

4.Формировать у детей  сенсорное восприятие свойств предметов, выделяя величину, форму, цвет и т.д. на основе  зрительной,  тактильной, слуховой, обонятельной  чувствительности.

5. Обеспечить позитивную социализацию ребёнка в предметном мире.

6.Обеспечить преемственность с семьёй по развитию сенсорного воспитания

 

Принципы формирования Программы

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей(ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста является  предметная деятельность)

Комплексно – тематический принцип

Принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников

Принцип динамичности (обновление развивающей среды)

Принцип связи с семьей

Возрастные особенности детей

Ведущая деятельность – ситуативно – деловое общение со взрослым, игра с предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями

Интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития;  увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность

 

Особенности развития: Индивидуальные темпы развития; стремление к достижению результата, продукта своей деятельности; высокая ранимость ребенка; восприимчивость детей к обучению;  совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку

 

Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры для детей  раннего возраста

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

В условиях предметно – развивающей среды сенсорного развития ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и владеет языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий.

Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать приёмы развития мелкой моторики

 

 

Содержательный раздел

Интеграция Программы в образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие - приоритетная область

Формирование регуляции действий с помощью слова; навыков поведения в обществе; желания выполнять трудовые поручения.

Познавательное развитие

Формирование первичных представлений о свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом) предметов ;

Формирование интереса к экспериментированию

Речевое развитие

Активизация речевого общения.

Обогащение  словаря детей существительными обозначающими предметы посуды, одежды и т д., глаголами, обозначающими действия, прилагательными, обозначающими цвета, величину, вкус и т.д.

Художественно – эстетическое развитие

Формирование музыкального такта

Формирование вкуса цветового восприятия

Формирование желания заниматься продуктивной деятельностью

Физическое развитие – приоритетная область                                       

Формирование первичных представлений о себе, о способностях человека и в

Развитие крупной и мелкой моторики

Приобретение двигательного опыта в подвижных играх.

Формирование первичных представлений о полезной пище, сопоставление некоторых запахов овощам и фруктам

 

 

Аспекты образовательной среды:

I Предметно – пространственная  развивающая среда

IIСодержательная деятельность в совместной и самостоятельной деятельности детей

III Взаимодействие ребёнка с внешним миром

 

IПредметно – пространственная  развивающая среда

 Это система условий для социализации и индивидуализации, она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможность для уединения, реализации рабочей Программы «Значение образовательной среды в организации подготовительного этапа сенсорного воспитания детей раннего возраста»

Сенсорная комната для детей раннего и младшего возраста, компоненты:

- Карусель лент – закрепление цвета, развитие ритма

- Настенная наряженная ёлочка; настенные цветные тоннели; настольные вкладыши; настольные пирамидки различной теологии – закрепление формы, цвета, величины, развитие мелкой моторики

- Настенные сюжетные тканевые панно с открепляющимися элементами,  с застёжками разной теологии; настенное солнце с лучами с уменьшением и увеличением лучей – закрепление формы, цвета, формы, длины, развитие мелкой моторики

-Настенные наборы слесаря со снимающимися (откручивающиеся, расстёгивающимися и т.д.)  деталями; различные мозаики, конструкторы различной теологии – развитие мелкой моторики

- Напольные коврики – пазлы – развитие мелкой и крупной моторики

-Сенсорные напольные дорожки развитие тактильных ощущений, активизация точек стоп

Ракушка, песок, ванночки с водой – первичное экспериментирование, развитие тактильных ощущений

Металлофоны, погремушки – развитие слухового восприятия

Центры группы

-Центр познавательного развития: настольно – печатные игры; пирамидки, мозаики, вкладыши, простейшие танраммы, вязаные разноцветные шарики на верёвочках и т.д. – закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики

- Центр речевого развития: иллюстрированные книги – закрепление цвета, сопоставление предметов простейшим формам; предметы на развитие воздушной струи

-ИЗО – центр – раскраски, восковые мелки, акварельные краски, цветные карандаши, трафареты, бумага, глина - закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики

- Центр конструирования – конструкторы различных моделей и размеров - закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой и крупной моторики

- Музыкальный центр – металлофоны, детское пианино, погремушки, дудочки, гармошка – развитие ритма, слухового восприятия, воздушной струи.

- Центр физической культуры - кольцеброс, мячи, обручи разных размеров, мягкие модули, сухой бассейн - закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики и крупной моторики.

 

II  Содержательная деятельность в совместной и самостоятельной деятельности детей

 

Подготовительный этап  к восприятию детьми  раннего возраста сенсорных эталонов

Итоги психолого – педагогической работы с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Умение ориентироваться в 6 основных цветах(белый, чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый), и 2 дополнительных (оранжевый  и фиолетовый)    называть их, подбирать по образцу. Ориентироваться в трёх оттенках- (серый, голубой, оранжевый)

Умение ориентироваться в трех контрастных величинах большой, средний, маленький;

Умение собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

Умение соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец

Умение составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

Умение различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

Умение ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник) (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

Умение сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

Умение выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой

Умение в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии

Умение различать  четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

Умение понимать два температурных определения (тепло, холодно);

 

Деятельностный компонент в  организации психолого – педагогической работы

 

Игра

-Игры с предметами, состоящие по преимуществу из обследования предметов и манипулирования ими, крайне важны для развития детей раннего возраста

- Игры с  использованием все более разнообразных и многофункциональных предметов-заместителей

-Строительные игры. Дети начинают с постройки простых и однотипных сооружений (башенок) и постепенно осваивают строительство различных зданий, мостов, дорог.

- Настольные игры

-От игры в одиночку – к игре со сверстниками

-От игры без правил – к игре с правилами

Творчество, продуктивная деятельность

Педагогическое сопровождение необходимо строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Карандашом создается линейная форма.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы.

Лепка Малыши с удовольствием занимаются с глиной и мягким пластилином. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют малышу овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании.

Конструирование (из различных материалов) позволяет в дальнейшем творческие постройки использовать в игровой деятельности.

Доступные для ребёнка театры для самовыражения и закрепления цвета:

-Настольный театр игрушек по потешкам.  Используются игрушки, поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помех при передвижении.

 -Плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр

Озвученные музыкальные игрушки:

игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты

(погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, бубенчики),

игрушки-инструменты издающие только  один звук -свистульки, дудочки

игрушки-инструменты с фиксированной мелодией - музыкальные шкатулки

игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом металлофоны, детские пианино  развивают такт,  слух

 

Коммуникативный компонент  организации психолого – педагогической работы

Общение ребенка с взрослыми внеситуативно - познавательное.

Главной особенностью этой формы коммуникации является протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого.

Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребностей в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому.

Деловые мотивы появляются в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости в помощи взрослых.

Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

С развитием общения ребенок все сильнее вовлекается в систему социальных отношений

III  Взаимодействие ребёнка раннего возраста с внешним миром, становление собственного я

Формирование ощущения принадлежности, я – ребёнок со своей историей, к группе детей.

Помощь малышу в осмыслении, анализе, исследовании реальности предметного и природного мира, в умении различать мышление и эмоции, истину и фантазии.

Повышение самооценки застенчивых и неуверенных в себе малышей через организацию сенсорных дидактических игр.

Создание условий самовыражения ребёнка в творчестве для осознания им своих личных целей.

Содействие  семье по преодолению кризиса 3х  лет

 

Методические приёмы и методы

 

Правила для  родителей и педагогов по подготовке детей раннего возраста к восприятию сенсорных эталонов

- Обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий (зрительные впечатления, речевые и неречевые звуки, тактильные ощущения)

-Постепенность процесса, движение от простого к сложному

-Систематичность (непрерывность)

-Индивидуальный подход

-Наличие эмоционально – положительного отклика

- Мотивирование  ребёнка на выполнение правила «Помоги мне сделать это самому»

Практический метод и его приёмы основные в совместной  и самостоятельной  деятельности малышей для их подготовки к восприятию сенсорных эталонов.

Так в изобразительной деятельности ребёнок усваивает цвета и оттенки, свойства глины и пластилина, в конструктивной упражняется в различении формы, величины, пространственных отношений, свойств поверхности, при движении под музыку различает темп, ритм, характер музыки.

Методический приём - обследования предметов  прежде чемотобразить какой – либо предмет, например, слепить  нужно выделить форму, если этот же  предмет ребёнок захотел нарисовать нужно установить сходство выделенной формы с  определённой геометрической фигурой.   Ребёнок начинает ориентироваться в свойствах предмета.

Методический приём - наложения предметов друг на друга даёт возможность малышу сопоставить  предметы по форме и величине.

Экспериментирование в предметной деятельности  Дети третьего года жизни в своей деятельности настойчиво добиваются результата, путём действий экспериментирующего характера, стремятся разделить предметы на части, тем самым исследуя предметы и их свойства.

Задача взрослого направить подобное экспериментирование в правильное русло и ориентировать малыша на соответствующие предметы (матрёшка, пирамидка и т.д.)

Экспериментирование с поверхностями различной текстуры (шероховатый, гладкий), с водой, песком  и т.д. позволяет обогатить опыт малышей тактильными ощущениями

 

Применение игровых приемов в неигровой деятельности обычно повышает интерес детей к этой деятельности и способствует поддержанию этого интереса дольше, чем было бы без применения игровых приемов

Например, воспитатель носит на шее специальный «волшебный» карандаш, который он использует, когда нужно что-нибудь нарисовать. Когда у одного из детей не получается что-то нарисовать, воспитатель снимает с шеи карандаш, произносит «волшебное» заклинание и вручает карандаш ребенку, объясняя, что при помощи этого карандаша он сможет написать или нарисовать все, что ему хочется.

 

Формы реализации     Программы с детьми

Индивидуальная, малыми группами, фронтальная

 

Взаимодействие с семьёй

1. Просветительно – информационное направление (анкетирование, стендовая информация)

2.Позитивное взаимодействие –  совместное обогащение предметной среды, своими руками, родительские собрания, деловые игры, семинары.

3.Обратная связь – почтовый ящик и «древо Позитива» в приёмной,  «беседа WhatsApp»

 

 

Организационный раздел

Отражение темы в режиме дня:

- Нерегламентированное время - утренние и вечерние время в совместной  деятельности взрослого и детей и  самостоятельной деятельности  ребёнка.

- Непосредственно – образовательная деятельность

Необходимые условия  для реализации задач:

- Насыщенная окружающая среда

- Самостоятельная активная деятельность детей;

- Осуществление индивидуального подхода к ребёнку;

- Совместная деятельность педагога и ребёнка;

- Привлечение родителей в союзники с педагогом и детьми.

Психолого - педагогические условия  реализации Программы

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия и поддержания у детей интереса к предметному миру педагог должен:

- Внимательно выслушивать детей, отвечать на все возникающие у них вопросы

- В игровой форме добиваться возникновения у детей желания проявлять интерес к свойствам предметов, которые их окружают

- Создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных

средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение

к личностно-значимым для них событиям и явлениям,   в  том числе происходящим в детском саду;

Для обеспечения интереса к сенсорному воспитанию малышей в семье педагог должен:

- Заинтересовать родителей в поддержании в семье всех инициатив педагога  по сенсорному воспитанию детей.

- Знакомить родителей с результатами диагностики

- Обучать родителей приёмам и методам сенсорного воспитания детей раннего возраста

- Транслировать и распространять интересные идеи от самих родителей

Предметно – пространственная среда

Пространство:   доступность;   безопасность;   вариативность;  трасформируемость    

Предметы и материалы: насыщенность (необходимость и достаточность игрушек и материалов для реализации различных видов детской деятельности) ; полифункциональность; доступность; привлекательность 

 

Планирование образовательной деятельности

Рабочая программа «Значение образовательной среды в организации подготовительного этапа сенсорного воспитания детей раннего возраста» входит в вариативную часть образовательной программы педагога группы «Рыбки» раннего возраста.

Программа согласована со старшим воспитателем МКДОУ и отражает целостность образовательного процесса в единстве с ООП МКДОУ детский сад «Родничок» с. Лебедёвка

Циклограмма психолого – педагогической работы с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет) адаптирована в перспективные планы образовательной программы по согласованности с комплексно – тематическим планированием и, не нарушая требуемый объём по основной и вариативной части программы.

В  календарном планировании отслеживается работа по реализации рабочей программы во всех видах образовательной деятельности.

 

 

 

Литература:

Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестник МГУ

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка 1988г.

Фопель К.  Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах 1998 г.

Давыдов А. Играя растем и умнеем 1997г.

Коротаева Е. Хочу, могу, умею. – М 1997г.