Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5464 Статья: "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Опубликовано 18.10.2019

Гришаткина Наталья Николаевна
МБДОУ "Детский сад №364 "Звёздочка" 

город Нижний Новгород
 воспитатель

Статья: "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

 

Радость творчества — самая доступная для ребенка эстети­ческая одухотворенность.

В. А. Сухомлинский

Мы с умилением наблюдаем за рисующим малышом, пытаясь понять, что он рисует. В творчестве проявляется внутренний мир ребенка, который не всег­да понятен окружающим.

Как известно, необходимыми компонентами творчества являются процес­сы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей воз­можнотолько при активизации этих процессов. В рисунках дети стараются выразить то, что чувствуют. Поэтому изобразительная деятельность широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское творче­ство ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.

В процессе рисования, лепки и аппликации развиваются все виды памяти, что помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусством, между различными видами искусства, между ранее восприня­тым и настоящим. Образная память имеет особое значение в процессе изобра­зительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных пред­ставлений у рисующего ребенка.

В предлагаемом пособии представлено планирование совместной продук­тивной деятельности педагога с детьми с 3 до 5 лет, разработанное на основе программы «Детство», в соответствии с ФГОС ДО.

Н.Н.Гришаткина  воспитатель

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Все чаще мы замечаем маленьких детей, которые сидят, прильнув к экрану монитора наравне с родителями. Масса времени тратится на компьютерные игры, все реже родители уделяют внимание общению и играм с ребенком. Как показывает практика, сегодня у детей пропадает интерес к изобразительной деятельности, а иногда даже не формируется желания ею заниматься. А ведь изобразительно-художественная деятельность является важнейшем средством в формировании личности ребенка, она дарит детям радость познания творче­ства. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает ов­ладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны педагога. Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен научить ребенка разбираться в изобразительном ис­кусстве, научить владеть необходимыми способами художественной деятель­ности, изобразительными навыками и умениями, грамотно организовать его художественно-эстетическое развитие.

Программные требования к организации художественно-эстетического развития младших дошкольников подчинены решению следующих задач.

  • Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского творче­ства.
  • Развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных об­щим содержанием.
  • Формирование способности к освоению и преобразованию окружающего пространства.
  • Развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, познава­тельной, двигательной, коммуникативной, речевой и театрализованной де­ятельности.
  • Максимальное обогащение личностного развития детей на основе широ­кого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения де­тей со сверстниками и взрослыми.
  • Формирование опыта совместной со взрослыми деятельности (сотворче­ства), участие в выполнении коллективных композиций.
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его воз­растными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития спо­собностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  • Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружа­ющей действительности в процессе изображения конкретных предметов и яв­лений.

Для реализации задач используются следующие методы и приемы.

  • Словесные: беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, ис­пользование словесного художественного образа, чтение художественной ли­тературы.
  • Наглядные: использование натуры, репродукций, образцов и других на­глядных пособий; рассматривание отдельных предметов, ярко оформленных книг; показ педагогом приемов изображения; показ детских работ в конце за­нятия при их оценке.
  • Игровые: использования моментов игры в процессе изобразительной де­ятельности (относится к наглядно-действенным приемам обучения).
  • Творческая активность детей: групповая и индивидуальная.
  • Прием сотворчества: дети выполняют рисунок на подготовленном педа­гогом силуэте, дорисовывают элементы; создание коллективных композиций.
  • Специальные условия обучения детей: методы и средства обучения, ди­дактические и наглядные материалы, технические средства обучения кол­лективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи и т. д.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для развития твор­ческих задатков детей младшего и среднего возраста с помощью интеграции с другими образовательными областями («Социально-коммуникативное раз­витие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эс­тетическое развитие», «Физическое развитие»).

Оно позволяет избежать повторяемости информации и аналогичности.

В пособии предлагается объединение разных видов детской деятельности единым смысловым содержанием, тематикой образовательной деятельности. Объединяющим ядром при этом выступает общее познавательное содержание конспектов занятий, показано возможное взаимодействие содержания таких образовательных областей программы, как «Социально-коммуникативное раз­витие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эс­тетическое развитие», «Физическое развитие».

Эти образовательные области тесно взаимосвязаны, дети воспринимают определенную тему занятия с помощью разнообразия мира и изобразительно­го искусства, его результативности в детской продуктивной деятельности