Гришаткина Наталья Николаевна
МБДОУ "Детский сад №364 "Звёздочка"
город Нижний Новгород
воспитатель
Статья: "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Радость творчества — самая доступная для ребенка эстетическая одухотворенность.
В. А. Сухомлинский
Мы с умилением наблюдаем за рисующим малышом, пытаясь понять, что он рисует. В творчестве проявляется внутренний мир ребенка, который не всегда понятен окружающим.
Как известно, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможнотолько при активизации этих процессов. В рисунках дети стараются выразить то, что чувствуют. Поэтому изобразительная деятельность широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское творчество ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.
В процессе рисования, лепки и аппликации развиваются все виды памяти, что помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусством, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего ребенка.
В предлагаемом пособии представлено планирование совместной продуктивной деятельности педагога с детьми с 3 до 5 лет, разработанное на основе программы «Детство», в соответствии с ФГОС ДО.
Н.Н.Гришаткина воспитатель
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Все чаще мы замечаем маленьких детей, которые сидят, прильнув к экрану монитора наравне с родителями. Масса времени тратится на компьютерные игры, все реже родители уделяют внимание общению и играм с ребенком. Как показывает практика, сегодня у детей пропадает интерес к изобразительной деятельности, а иногда даже не формируется желания ею заниматься. А ведь изобразительно-художественная деятельность является важнейшем средством в формировании личности ребенка, она дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны педагога. Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен научить ребенка разбираться в изобразительном искусстве, научить владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями, грамотно организовать его художественно-эстетическое развитие.
Программные требования к организации художественно-эстетического развития младших дошкольников подчинены решению следующих задач.
- Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского творчества.
- Развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.
- Формирование способности к освоению и преобразованию окружающего пространства.
- Развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, познавательной, двигательной, коммуникативной, речевой и театрализованной деятельности.
- Максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
- Формирование опыта совместной со взрослыми деятельности (сотворчества), участие в выполнении коллективных композиций.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Для реализации задач используются следующие методы и приемы.
- Словесные: беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа, чтение художественной литературы.
- Наглядные: использование натуры, репродукций, образцов и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов, ярко оформленных книг; показ педагогом приемов изображения; показ детских работ в конце занятия при их оценке.
- Игровые: использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности (относится к наглядно-действенным приемам обучения).
- Творческая активность детей: групповая и индивидуальная.
- Прием сотворчества: дети выполняют рисунок на подготовленном педагогом силуэте, дорисовывают элементы; создание коллективных композиций.
- Специальные условия обучения детей: методы и средства обучения, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи и т. д.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для развития творческих задатков детей младшего и среднего возраста с помощью интеграции с другими образовательными областями («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Оно позволяет избежать повторяемости информации и аналогичности.
В пособии предлагается объединение разных видов детской деятельности единым смысловым содержанием, тематикой образовательной деятельности. Объединяющим ядром при этом выступает общее познавательное содержание конспектов занятий, показано возможное взаимодействие содержания таких образовательных областей программы, как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Эти образовательные области тесно взаимосвязаны, дети воспринимают определенную тему занятия с помощью разнообразия мира и изобразительного искусства, его результативности в детской продуктивной деятельности