Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5405 Родительское собрание на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста».

Опубликовано 21.09.2019

Шаралапова Марина Вячеславовна

Воспитатель второй младшей группы.


Родительское собрание на тему:

«Пальчиковые игры как средство развития

 мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»

СКАЧАТЬ (полный материал)

СКАЧАТЬ (презентация)

 

2. Слайд

«Источники творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев».

От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека.

v Большой палец отвечает за голову.

v Указательный за желудок.

v Средний за кишечник.

v Безымянный за печень.

v Мизинец за сердце.

Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир.

Основной метод накопление информации-прикосновения.

Ребёнку необходимо всё хватать трогать, гладить, и пробовать на вкус.

Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития.

Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

В младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

3. Слайд

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка:

v Способствует овладению навыками мелкой моторики:

v Помогает развивать речь

v Повышает работоспособность головного мозга:

v Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение:

v Развивает тактильную чувствительность:

Снимает тревожность:

Средство развитии мелкой моторики

Работа с бумагой.

Складывания оригами.

Плетение. Аппликация.

Массаж кистей рук и пальцев.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.

Графические упражнения. Штриховка.

Пальчиковая гимнастика.

Рисования и раскрашивания.

Вырезание ножницами.

Игры с верёвочкой, шнуровкой.

4. Слайд

Рисование пальчиками

Рисование – занимательная и нужная работа, в ходе которой различными методами с внедрением самых различных материалов формируются живописи изображения. Рисование развивает восприятие, креативные возможности, маленькую моторику рук, приобщает детей к миру великолепного, создает эстетический вкус, разрешает почувствовать гармонию находящегося вокруг мира. Часто данный вид работы успокаивает и отвлекает ребёнка.

5. Слайд

Игра и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки, застёжки, мозаика и другие.

Развивает пространственную ориентировку, внимание, формирует навыки самообслуживание. Развивают творческие способности, глазомер, укрепляют пальцы рук.

6. Слайд

Пальчиковая гимнастика «Капуста» Ладони ставим ребром и движениями вверх, вниз. (Мы капусту рубим, рубим, мы морковку трем, трем, а топом мы солим, солим, а затем мы жмем, жмем.)

7. Слайд

Игра «Черепаха»

Предложить ребенку поиграть в черепаху и открыть молнию, ростегнуть поговки и посмотреть, что там прячется.

Развивает движение пальцев и кистей рук.

8. Слайд

Пальчиковый театр и настольный развивает речь.

v Способствует овладению навыками мелкой моторики:

v Развивает внимание, мышление, воображение, память:

v Снимает тревожность:

v Повышает работоспособность головного мозга:

9. Слайд

Самостоятельные игры дети проводят в свободной деятельности в специально организованном уголка где дети с удовольствием выкладывают из фигур узоры, так же занимаемся песочной терапией.

10. Слайд

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

Консультация для родителей. «Играем пальчиками — развиваем речь»

Татьяна Алехина
Консультация для родителей. «Играем пальчиками — развиваем речь»

Зачем нужны и чем полезны игры с пальчиками?

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии упражнений для рук (пальцев) на развитие головного мозга человека. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки на пальцах рук, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках, идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Мы используем пальчиковые игры на занятиях, во время прогулок и в индивидуальной работе с детьми.

Дома Вы тоже можете играть в такие игры.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Словестные игры.

«Сорока»

Сорока - белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

«Моя семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Правила выполнения упражнений.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

Желаю Вам успехов!

 

 

 

 

 

 

 

«Играем пальчиками и развиваем речь. Игры и игрушки для развития мелкой моторики». Консультация для родителей

Елена Назарова
«Играем пальчиками и развиваем речь. Игры и игрушки для развития мелкой моторики». Консультация для родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Когда младенец появляется на свет, он хаотично двигает ручками и ножками. По мере развития эти движения ребенок начинает контролировать. И чем старше он становится, тем ловчее они должны быть. Должны… Но не у всех получается. Задача педагогов и родителей научить ребенка ловкости рук, способности управлять своими движениями. Иными словами – развить мелкую моторику.

Почему важно развивать мелкую моторику?

От ловкости рук и управления их движениями напрямую зависит развитие речи у ребенка. Научно было доказано, что психическое развитие ребенка находится в прямой зависимости от того, как малыш управляет руками. Психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Хорошо развитая мелкая моторика в будущем поможет малышу овладеть связной речью.

Мелкая моторика важна и в овладении навыками письма. Прежде чем ребенок начинает писать, его пальчики должны быть развиты настолько, чтобы легко и твердо удерживать ручку, аккуратно выводить буквы.

Из того, что под рукой.

Не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Очень многое для развития моторики вы, дорогие родители, найдете у себя в хозяйстве. Удивлены? Посмотрите, как можно весело играть с имеющимися в хозяйстве предметами.

Прищепки. Умение сжимать прищепку – прекрасная тренировка для кончиков пальцев руки. Куда крепить прищепки? Все зависит от фантазии: можно развешивать кукольное белье, прикреплять к краю пластмассового ведерка, цеплять на свою одежду. Последнее особенно нравится детям.

 

Предметы для нанизывания. Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Для этого удобно использовать пуговицы, бусы, макароны, сушки т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, ягод рябины.

 

Крупа и фасоль. Крупу можно пересыпать, искать спрятанные в ней предметы, рисовать пальчиком и писать палочкой. Перемешайте крупу с фасолью или горохом, а затем предложите ребенку вынуть бобы. Чем не игра в Золушку?

 

Не менее полезными будут и такие простые задания, как размешать ложечкой сахар в чае, захватить пинцетом мелкие предметы, поднять их и перенести в другое место, подобрать по размеру крышки к банкам и закрыть (закрутить) их, пересыпать ложечкой сахарный песок или крупу из одной емкости в другую, сортировать пуговицы.

Умные игрушки.

В современных магазинах представлен огромный выбор игрушек, способствующих развитию моторики: от традиционных пирамидок до мудреных комплексов. Как же не потеряться в этом многообразии? Есть несколько типов игрушек для развития мелкой моторики.

Игры – шнуровки. Эта игрушка – один из самых эффективных способов развития мелкой моторики. Бывают простые шнуровки, например, большая деревянная пуговица и деревянная иголка со шнурком. Есть варианты посложнее

.

 

Рамки – вкладыши. Фанерные дощечки с отверстиями разных форм и размеров, а также вкладыши. Задача малыша – подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Думаете, это просто? Для полутора – трехлетнего ребенка не очень. Фигурку надо не только подобрать, но и аккуратно вставить в «окошечко».

 

Счеты. Спираль с нанизанными на нее шариками или другими фигурками поможет развить пальцы ребенка и заодно обучить его счету и умению различать цвета.

 

Игра «Фигуры на гвоздиках». Небольшая доска с гвоздиками, канцелярскими резинками или шнурками. С помощью резинок или шнурков ребенок «рисует» различные фигуры, узоры.

 

Публикации по теме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

Елена Милиева
Методическая разработка «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики.

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок

Я в руке - флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.

Стул

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Стол

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Грабли

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчикипереплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

Цепочка

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательныйпальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Елка

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчикипереплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Колокольчик

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Собака

У собачки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Кошка

А у кошки ушки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Мышка

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательныйпальцы. Ими шевелить в стороны

Зайчик в норке

У елки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан

И ударил трам - трам - трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Лошадка

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Зайка и зеркало

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Коза

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Осы

Осы любят сладкое, к сладкому летят.

И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет

и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Замок

Пальцысплетем и замок мы получим.

Повторим еще, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Слон

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Птичка

Пальчики - головка,

Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку, большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Филин

Сидит филин на суку

И кричит бу - бу - бу - бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки, указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Волк и лиса

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Волк.

Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса.

Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Крокодил.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Список литературы:

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. - Спб.:КАРО, 2010. - 160 с.: ил