Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5354 Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Виртуальная экскурсия в городскую картинную галерею на тему: «Мусса Джалиль – поэт и герой»»

Опубликовано 11.08.2019

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 144 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

 

 

Конспект НОД в подготовительной к школе группе.

 Виртуальная  экскурсия в городскую картинную галерею

на тему:

 «Мусса Джалиль – поэт и герой»»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

Мартынова Н.В.

Воспитатель первой квалификационной категории

 

2019 г.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

 

Цель: Совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, культуру восприятия.

Задачи:

- Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; знакомить с культурными ценностями и культурными центрами.

-  Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.

- Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.

- Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к произведениям Мусы Джалиля.

- Воспитывать чувства патриотизма, гордости и любви к Родине и её героям.

 

Материалы: ИКТ, листы бумаги, карандаши, мелки, книги писателя, портрет, виртуальные картины, поделка по произведению М.Джалиля «Красная ромашка».

Предварительная работа: чтение произведений поэта, рассматривание фотографий его семьи, детские фотографии, беседы о поэте, рассматривание памятных мест в Казани, названные в честь поэта, презентации.

 

 

                                    Ход виртуальной экскурсии: 

 

- Ребята, вы уже много знаете о Мусе Джалиле, о его жизни, знаете много его стихов. Сегодня мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию  в большой зал картинной галереи, чтобы вспомнить великого сына татарского народа – Мусу Джалиля. Муса Джалиль очень любил детей и писал для них прекрасные стихи. Писатели и поэты рассказывают нам истории, сказки, стихи при помощи слова. А как художники могут рассказать о том, что их волнует, радует?

 - Изображая, картины .Сегодня мы с вами рассмотрим  картину «Лирический портрет М.Джалиля с дочкой».

 

 

 

- Ребята, о чем эта картина?

- О Мусе Джалиле и его дочке Чулпан.

- То, что изображено в центре картины как называют художники?

- Портреты.

- Верно. Что вы можете рассказать о выражении лиц папы и дочки, их позе?

- Папа стоит за спиной дочки, а у Чулпан в руках игрушка – зайчик.

- Лица у них красивые, счастливые.

- Рассматривая картину внимательно, мы можем раскрыть замысел художника, то, что изображено на картине рассказывает о том, где жил Джалиль, а вы догадались, где в это время жил поэт?

- Он жил в Казани, в нижнем правом углу художник изобразил Казанский кремль и башню Сююмбике.

- Верно. Левая рука его едва касается, какого то предмета. Что это за предмет?

- Это книги, раскрытые книги.

- Художник подсказывает нам, кем был Джалиль – поэтом. Сначала стихи рождались в голове поэта, а потом он записывал их в тетрадку, позже в печать выходили сборники его стихов.

- А мы можем догадаться, какое время года художник запечатлел в своей картине?

- Лето.

- Как вы догадались?

- Внизу нарисованы цветы – маки, ветки с яблоками.

- А мы можем сказать, какая была погода?

- Было жарко, Муса Джалиль снял даже пиджак и повесил его через плечо.

- А еще справа в синем ясном небе летают птицы.

- Какое настроение передается нам от этой картины?

- Хорошее, радостное, видно, что им хорошо вместе.

- Какими красками пользовался художник, чтобы передать нам это настроение?

- Светлыми, яркими, сочными.

- Молодцы, как много вы смогли увидеть. Это мирный, счастливый для поэта период жизни, когда он жил вместе со своей семьей, много работал, прославляя в своих стихах свою Родину Татарстан, мирный труд, сочиняя прекрасные стихи. А какие стихи М.Джалиля вы знаете?

- «Петушок», «Заяц», «Кукушка», «Красная ромашка». Муса очень любил свою родную деревню Мустафино, людей, которые там жили. Особенно ему нравилось встречать утро под громкое «ку-ка-ре-ку» местных петухов. И он написал, конечно, об этом стихотворение.

 

«Петушок»

Лишь пришла пора рассвета

Как сейчас же подал где-то:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Чей-то чуткий петушок

Чистый звонкий голосок:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Встрепенулся старый кочет

И вовсю как загрохочет:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

А за ним и здесь и там

Понеслось по всем дворам:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Услыхав весь этот крик

Мы проснулись в тот же миг

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

 

- Очень М. Джалиль любил родную природу, наблюдал за животными и птицами. Ему было интересно, почему у кукушки такая грустная песня. И вот что он об этом написал.

 

 

« Храбрый заяц.»

 

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

 

Ну-ка, возьмём его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой …

 

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

 

Прыгнул – и только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь –

В лесу на бегу!..

 

 

«Кукушка»

 

Тихие сумерки

Солнце садится

Слышно как плачет

Какая-то птица

Ку-ку, ку-ку!

Это кукушка

Кричит на суку

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!

Если б кукушка

Жила не одна

Так бы весь век

Не кричала она.

Пела б кукушка

Веселые песни

Если б птенцы ее

Были все вместе.

Ку-ку, ку-ку!

 

Физкультминутка «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).

 


Раз, два, три, четыре, пять.   Поочередно соединяют пальчики обеих рук. 
Будем мир мы защищать!   Жмут руки друг другу. 
На границе встанем,   Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем.   Шаг, выпад вперёд. 
Будем чаще улыбаться,   Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 
А не ссориться и драться!   Обнимаются друг с другом. 

 

- Но вот для нашей Родины наступили мрачные времена, на нас напала фашистская Германия. Весь народ встал на защиту своей Родины, военные взяли в руки оружие. Оружие в руках поэта – его слово. Муса Джалиль отправился на фронт в качестве военного корреспондента, он должен был освящать в своих репортажах военные события.

- Нелегко приходилось Джалилю. Особенно он тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине. Поэт сознательно избрал путь неминуемой гибели. В плену он беспокоился за свое честное имя и за судьбу близких. Ведь он расстался с дочкой Чулпан, когда ей было всего 4 года.

             

Моя кровь не иссякнет в твоей крови,

Дочь, на свет рожденная мной.

Я отдам тебе трепет своей любви,

Чтоб спокойно спать под землей.

 

- В июне 1942 года тяжело раненный ,Муса Джалиль попал в плен, в фашистские застенки тюрьмы «Маобит». Его пытали, били, он голодал. Но и здесь Джалиль не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием - пером. Он поддерживал своих товарищей , вдохновляя их своим стихами на сопротивление. Хотя фашисты предлагали ему сохранить жизнь в обмен на сотрудничество с ними, т.е. они предлагали ему стать предателем, изменником Родины.

 

Я вам прочитаю  стихотворение  Мусы Джалиля.

                                           « КРАСНАЯ РОМАШКА»


… Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.

Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

Все - как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась: -
Почему ты изменилась?

- Где взяла ты этот цвет?
А подружка им в ответ:
- Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет -
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горю я,
Как Чулпан-звезда горю я.

 

- О каком цветке идёт речь в стихотворении?

О ромашке.

- Какого цвета ромашки?

Белого.

- Какого цвета стала ромашка?

Красного.

- Почему ромашка поменяла свой цвет?

Капли крови солдата, который защищал нашу страну, попали на лепестки ромашки.

 

 

 

 

- Эта картина рассказывает нам о самом трудном, трагическом периоде жизни поэта.

- О чем эта картина?

- О наших пленных солдатах.

- Кого художник изобразил в центре композиции?

- Наших солдат, которые стоят все вместе, а вокруг вооруженные фашисты.

- В стихотворении «Не верь!» он писал:

 

Холодное тело засыплет земля, —

Песнь огневую засыпать нельзя!

Умри, побеждая, и кто тебя мертвым

Посмеет назвать, если был ты борцом!

 

- Какое настроение передает художник этой картиной?

- Грустное, печальное, страшно даже.

- Какими красками пользовался художник, передавая нам последние минуты жизни наших пленных?

- Темные – серые, черные, очень мрачные.

- Наши солдаты очень худые, оборванные, есть даже раненный.

- Не имея возможности сражаться с врагами, наши солдаты предпочли умереть, но не стать предателями. Как вы думаете, какими качествами обладали эти люди?

- Они храбрые, сильные, мужественные, отважные.

- Таких людей называют героями.

- Надо очень сильно любить свою Родину, свой народ и свою семью.

 

- Даже находясь в застенках, Мусса Джалиль не переставал писать стихи, он написал их целую тетрадь, которая позже была найдена и стала называться «Маобитская тетрадь». Сейчас она хранится в Казани, и каждый год в день рождения Джалиля её выносят к читателям в сопровождении почетного караула .Это высший знак проявления уважения и восхищения подвигом и талантом поэта, чьи стихи знают не только все татарстанцы, но и люди во всем мире.

 

Когда пройдет, как песня жизнь моя,

Когда замолкну, близких покидая,

Не думайте, что умер я, друзья, -

В сердцах миллионов буду жить всегда я.

 

- Муса Джалиль был истинным борцом, защищавшим свою Родину, нацию и веру. Он совершил подвиг, достойный подражания. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Умирая, не умрет герой -

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

 

- Мы должны в своем сердце хранить память о поэте – герое, гордиться его жизнью и подвигом.  Ребята, Муса Джалиль не только поэт, а участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

За свои стихотворения Муса Джалиль был удостоён Ленинской премии.

Во многих городах России названы улицы в честь Мусы Джалиля.

В нашем городе  есть дом-музей, памятник, театр оперы и балета имени

поэта.

 

 

А сейчас мы  с вами выполним рисунки  по произведениям М.Джалиля. Включается музыкальное сопровождение.