Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5263 Методическая разработка «Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников»

Опубликовано 05.06.2019

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Лучик»

 

Методическая разработка

«Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников»

СКАЧАТЬ (с фото)


 

                                                                 АВТОР: Вощенко Ю.П., воспитатель

 

 

ст. Отрадная, 2018 г.

 

 

 

Введение

 

Детство любого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. 

 

 

Театрализованная деятельность помогает:

- сформировать правильную модель поведения в современном мире;

- повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
- познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, обрядами, традициями;

- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
          Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка-это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи. Дошкольное возраст  уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

 

 

  1. 1.    Значение театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

 

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играют огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры?

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

Во многих семьях родители практически не уделяют этому вопросу должного внимания, считая главным научить ребенка читать, писать и считать.

 

Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Дома можно вовлечь детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театрализованных игр: настольный, пальчиковый, драматизация и др.

Использование детьми элементов костюмов, атрибутов (шапочки, фартучки, хвостики, репка, лопата) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку.

 

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр, постановок, инсценировок можно решать практически все задачи программы развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития детей нужно активно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

  1. 2.    Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

 

Театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника. Развивать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствовать исполнительские умения детей; обогащать словарь детей, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов; совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол; развивать память, мышление, воображение, речь, внимание детей.

 

          Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

          Такие игры составная часть в занятиях познавательного цикла, музыкальных занятиях, широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украшают каждый праздник. Театрализация развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

           Театрализованные игры - один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения - учить играя.

          На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю  разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

 

 При организации занятий с помощью куклы создаю  игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю  от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще проводятся как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем- то рассказывают, помогают стимулировать  мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

           С помощью куклы корректируются реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.

 

 

 

Опыт работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели со взрослым и считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

- упражнения по развитию эмоциональности у детей.

Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме (например: лепка «Создание своих персонажей для новой сказки и её озвучивания»),

 

   

 

на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению поставленной задачи - развитие речи через театрализованную игру.

 

 

 

Заключение

Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

 

Используемая литература

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.

2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 1.

6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с