Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4952 Сообщение по теме: "Понятие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Опубликовано 10.03.2019

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад комбинированного
 вида № 91 «Белочка»

 

Понятие звуковой культуры речи у дошкольников

(сообщение)

СКАЧАТЬ (полный материал с картинками)

Воспитатель: Млынарчук А. В.

   Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи в детском саду, именно дошкольный возраст является наиболее интенсивным для её решения.

    Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2. Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

 3. Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4. Выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5. Воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15–20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

 

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений

. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

 

Начало формы

 

Конец формы

 

 

Потешки о лете

Гром гремучий, 
Тресни тучи, 
Дай дождя 
С небесной кручи.

ождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

ождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.

ождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

ождик, дождик,
Кап да кап!
Ты не капал бы
На пап,
Ты не капал бы
На мам -
Приходил бы лучше
К нам:
Папам - сыро,
Мамам - грязно,
Нам с тобою -
Распрекрасно!

ождик, дождик, 
Полно лить,
Малых детушек 
Мочить!

ождик, лей, лей, лей, 
Никого не жалей — 
Ни берез, ни тополей! 
Дождик, дождик, посильней, 
Чтобы травка зеленей! 
Вырастут цветочки 
И зеленые листочки!

Носит одуванчик 
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Е. Серова

чёлы гудят – 
В поле летят. 
С поля идут – 
Медок несут.

 по лесу по зелёному бреду, 
Я грибочки в кузовок соберу, 
Я в осиннике рыжики беру, 
По березничку – березовики, 
По сосновым пням – опёночки, 
А под ёлкой – белый гриб-боровик.

годка красна, 
Земляничка спела. 
Ой ляй, ой ляли, 
Земляничка спела. 
Отчего ж она красна? 
На пригорочке росла, 
Супротив солнца цвела. 

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

 

 

 

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей, 
Освети, обогрей – 
Телят да ягнят, 
Ещё малых ребят.

 

 

 

Солнышко-ведрышко, 
Прогляни, просвети! 
На яблоньку высокую, 
На веточку зеленую, 
На грушицу кудрявую, 
Березку кучерявую!

Солнышко, выгляни! 
Красное, высвети! 
На холодную водицу, 
На шелковую травицу, 
На аленький цветочек, 
На кругленький лужочек!

 

Солнышко-колоколнышко, 
Ты пораньше взойди, 
Нас пораньше разбуди: 
Нам в поля бежать, 
Нам весну встречать!

 

Солнышко, снарядись! 
Красное, покажись! 
Выйди из-за тучи, 
Дам орехов кучу!

Радуга-дуга. 
Не давай дождя, 
Давай солнышко, 
Красно ведрышко — 
К нам в оконышко!

х ты, радуга-дуга, 
И туга, и высока! 
Не давай нам дождичка, 
Подавай нам ведрышко. 
Чтоб ребятам погулять, 
Чтоб телятам поскакать, 
Нужно солнышко, 
Колоколнышко!

ыйди, радуга-дуга, 
На зеленые луга 
Своим концом, 
Золотым венцом!

адуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

 

 

ПЕСНЯ "ПО МАЛИНУ В САД ПОЙДЕМ"

Слова Т. Волгиной
Музыка А. Филиппенко

По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем,
Заведем, заведем.

Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!

Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, -
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок.

Припев.

Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.

Припев.

Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем!

Припев.


 

 

Стихи о лете

Что такое лето?

В. Балашов

Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты.

 

Август

 Август устали не знает,

Заглянув во все сады,

Он в корзинки собирает

Золотистые плоды.

Груши, яблоки, малину,

Наклоняя ветки, рвет,

А в бочонки и кувшины

Льет густой душистый мед.

Автор: Т. Шорыгина


Улитки —

Где вы прячетесь, улитки?

— В мокрых травах у калитки.

 Утром пьем росу из флоксов,

 В полдень дремлем у колодца,

 Вечером, когда не жарко,

Расползаемся по парку.

Под березами без спешки

Объедаем сыроежки.

 

Автор: Т. Шорыгина

 

 

 

Веснушки

Разбросало по опушке

Солнце рыжие веснушки.

Собирают девочки,

Собирают мальчики

Не малину,

Не грибы –

Одуванчики.

Прибегут домой с цветами –

В золотых веснушках сами.

(В. Степанов)

 

Пальчиковые игры

Солнышко

Солнышко, солнышко!

Руки вверх

Погуляй у речки

Мах руками

Солнышко, солнышко!

Руки вверх

Раскидай колечки.

Выбрасываем пальчики

Мы колечки соберем,

Собираем в ладошки

Золотёночки возьмем

Катаем, хлопаем по коленкам.

Покатаем, поиграем,

И тебе назад вернем.

Руки вверх

 

 

Туча и дождик

Туча по небу плыла

Правая рука описывает дважды большой круг.

Дождик за руку вела,

Правая рука берет левую руку за большой палец (кисть не провисает).

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких калошах.

Руки вытянуты вперед, двигаются влево и вправо.

Дождик всюду походил,

Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы.

На крылечке наследил,

Шлепки по коленям.

Топнул, шлепнул и умчался.

Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками.

 

ЛЕТО”

Вот за что люблю я лето?  

(Загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Раз - Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!

 
 

Консультация для родителей

«Безопасная дорога»

Не для кого не секрет, что за последнее время, в связи с возросшим числом автотранспорта, резко ухудшилась ситуация на дорогах. И связано это, в первую очередь, не с количеством увеличившихся заторов на дорогах, а с числом возросших случаев дорожно-транспортных происшествий, участниками которых, зачастую, становятся маленькие пешеходы.
В связи с этим, приоритетной задачей общества становится обеспечение безопасности на дорогах. К решению данной задачи необходимо подходить со всех сторон. Согласитесь, если в детском саду ребенку будут прививать необходимые знания в области дорожного движения, а вечером того же дня папа будет переходить на красный сигнал светофора, со словами: «Машины же ещё далеко», о каком воспитании грамотного пешехода можно говорить? Ведь главным примером для ребенка являются его родители! Поэтому и решая проблему детского травматизма на дорогах необходимо начинать именно с родителей.
Важное значение здесь играет правильная подготовка детей. Покидая стены дома, ребенок сталкивается с множеством опасностей. Однако в силу своих особенностей: считают себя очень ловкими и быстрыми, не умеют правильно определять расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость - дошкольник не в состоянии трезво оценить всю серьезность той или иной ситуации. Поэтому часто можно встретить детей играющих в мяч рядом с проезжей частью или ребенка перебегающего дорогу в неположенном месте. Для них вполне естественным считается выехать на дорогу и устроить там гонки. Но увы, данные детские игры не всегда заканчиваются хорошо. Согласно статистическим данным сильно возросло число детей, пострадавших под колесами машин и получивших различные травмы, начиная от синяков и ссадин и заканчивая более серьёзными последствиями.
Многие родители напрасно думают, что говорить с ребенком о правилах поведения на дорогах необходимо начинать только тогда, когда ребенок пошел в детский сад. Ведь еще задолго до поступления в сад, прогуливаясь с мамой, ребенок невольно запоминает ее поведение в той или иной ситуации на улице. Если мама переходит дорогу в неположенном месте, то ему потом невозможно будет объяснить и доказать, что так делать нельзя. Мама ходит и мне можно. Поэтому прежде чем учить своего ребенка ПДД, необходимо научиться им самим.

Памятка для родителей «Грамотного пешехода»:


1.При переходе дороги не спешите.
2.Как только вы сошли с тротуара на проезжую часть необходимо прекратить любую беседу, поскольку она отвлекает и понижает бдительность   пешехода.
3. Переходить дорогу нужно только тогда, когда загорится зеленый свет. Красный – стой. Жёлтый – жди.
4.Переходить дорогу разрешается только в специально отведенных местах, обозначенных знаком «Пешеходный переход».
5.Покидая салон общественного транспорта, всегда выходите первыми; в противном случае ребенок может либо упасть, либо, не дождавшись вас, выбежать на дорогу.
6.Никогда не выходите на дорогу, не убедившись в ее безопасности.
7.Не разрешайте детям играть около проезжей части.
8.По пути в детский сад и домой, старайтесь ходить по наиболее безопасному маршруту, обращая внимание ребенка на детали (например, справа находится магазин «Ромашка», слева детская площадка), чтобы в случае непредвиденных ситуаций ребенок смог самостоятельно вернуться домой.

Памятка для родителей «Грамотного пассажира»:
• всегда пристегивайте ребенка и себя ремнями безопасности, даже в том случае, если вам нужно проехать незначительное расстояние;
• для детей до 12 лет необходимо приобрести специальное автомобильное кресло, соответствующее их возрасту, росту и весу;
• во время движения автомобиля не разрешайте детям кричать или передвигаться по салону, это может вас отвлечь и привести к аварии;
• покажите ребенку, как правильно покидать салон автомобиля: через правую дверь, находящуюся со стороны тротуара.
Будьте внимательны и берегите своих детей!!!

 

Консультация для родителей

«Закаливание детей летом»

Лето – это еще и самое подходящее время для закаливания. Ведь именно в этот период подверженность детей заболеваниям ниже, а значит, не придется прерывать закаливающие процедуры из-за того, что малыш болен. Цель закаливания – повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным факторам окружающей среды.

Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, устойчивость к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Закалять своего ребенка, значит не только дать возможность избежать в дальнейшем ему простудных заболеваний, но и значительно укрепить иммунитет. Главнейшие помощники в этом деле естественные факторы окружающей среды – вода, воздух и солнечные лучи.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически.

3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

7. Закаливаемся играя: эффект будет сильнее, если ребёнку понравиться этот процесс. Игрушки, стихи, песенки и прочее, сделают занятие закаливанием веселым и интересным.

8. Все делаем вместе: ребенок ведь так любит все повторять за мамой и папой, используйте это во благо и будьте примером для своего чада.

Закаливание детей летом необходимо начинать с воздушных ванн. Закаливание воздухом повышает устойчивость организма к длительным воздействиям низких температур.

Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети.

Для принятия воздушных процедур лучшее время утром, после сна в сочетании с утренней гимнастикой и до обеда. Прекрасным местом для прогулок с малышом являются парки, сады, скверы. И очень хорошо, если родители каждое утро вместе с ребенком будут выполнять гимнастические упражнения, придав им характер игры.

При закаливании воздухом ни в коем случае нельзя доводить организм до озноба. Одно из эффективных средств закаливания – дневной сон на свежем воздухе.

Старайтесь, чтобы ребенок, особенно летом, как можно больше времени проводил на воздухе. Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок. Помните, что день без прогулки - потерянный день!

Закаливание солнцем – эффективное средство оздоровления и стимулирование роста ребёнка.

В летнее время года солнцу нужно не радоваться, а защищаться от воздействия его прямых лучей на тело ребёнка. Простые правила необходимо соблюдать очень четко. На открытом солнце ребенок не должен находиться более 15 минут. Ни в коем случае, даже в тени, нельзя позволять ребёну играть без панамки, которая должна быть из натуральной, легкой ткани. Летом на солнце разрешается быть с 8 до 11 часов, или после 16, так как в это время земля и воздух не очень прогреты, а, следовательно, жара переносится легче. В середине дня увеличивается опасность перегревания организма, или же солнечного удара. Чтобы вместо пользы солнечное закаливание не принесло вреда, будьте осторожны.

Следующим этапом комплексного закаливания детей летом считается закаливание водой.

А вот игры с водой – любимое занятие всех детишек. Главная задача родителей – направить удовольствие от купания в нужное русло. Чтобы организм получил максимальную пользу от летнего купания, надо следовать простым правилам. Водные процедуры летом естественно лучше проводить на открытом воздухе. Купание в речке, озере или даже в бассейне должно в первую очередь происходить под наблюдением взрослого. Купаться разрешается не более 2 раз в день максимум по 15 минут. Перед тем как окунуться в воду, ребёнок должен хорошо прогреться на солнышке. Потом простым хождением по воде мы подготовим его к самому купанию. Ни в коем случае ребенок не должен просто сидеть в воде. Поиграйте с ним в мяч, или же попрыгайте. После водных процедур нужно вытереть ребёнка махровым полотенцем, сменить мокрые трусики и увести в тень. Естественно ваш ребенок будет требовать в воде сидеть как можно дольше. Чтобы не нарушать и свою и детскую психику – соорудите маленький бассейн возле песочницы. Такой, чтоб ребенок мог намочить в нем руки и часть ног.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Все эти результаты свидетельствуют о положительном действии закаливающих процедур.