«Использование экологических знаний и преобразование образовательной среды в работе с семьей»
Старший дошкольный возраст
СКАЧАТЬ (с фото)
Коновал Татьяна Михайловна
Воспитатель МБДОУ № 13 «Незабудка»
Актуальность:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Работа с родителями является неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ. Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Цель: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры через взаимодействие с семьей.
Задачи:
- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных условиях;
- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений;
- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
- формирование потребности заботиться о чистоте окружающей среды;
- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром;
Одним из важных вопросов экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманных чувств в процессе приобщения детей к природе.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
ü понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
ü освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
ü проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Воспитание гуманных чувств в процессе приобщения детей к природе, прежде всего, начинается с ознакомления детей с названиями животных, насекомых, растений, кустарников, деревьев и т. д., с формирования целостной картины о них. Это осуществляется на занятии «Ребенок и окружающий мир». С помощью игрушек и картинок знакомим дошкольников с домашними животными – кошкой, собакой, коровой и т. д. Использование фольклорных произведений, рассказов, стихов, беседы по их содержанию о том, как нужно обращаться с животными, заботиться о них.
В процессе этой работы необходимо формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Следует учить детей нормам и правилам поведения в окружающей обстановке.
Формирование у дошкольников гуманного, бережного отношения к природе основывается на принципе: «Не навреди!». Прежде всего необходимо, чтобы ребенок понял, что природа и человек взаимосвязаны. Заботясь о природе, мы заботимся о человеке, его будущем. Все что наносит вред природе, наносит и вред человеку, следовательно, действия, приводящие к разрушению общего для всех нас Дома, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную). Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Воспитательно-образовательная работа с детьми по этому направлению осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
‒ занятия
‒ прогулки
‒ экскурсии
‒ наблюдения
‒ игры
‒ индивидуальные беседы с детьми и т. д.
Работа с родителями:
‒ анкетирование
‒ родительские собрания
‒ совместная трудовая деятельность
‒ экологические проекты, коллажи, альбомы
Совместно с родителями пополнили природный уголок в группе дидактическими играми и пособиями.
Был проведен проект «Домашние питомцы». Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньши
Проект «Деревья нашего участка». Цель: Формировать представления о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности.
Проект: «Красивая клумба» Цель: Вызвать желание вырастить цветы и деревья с целью эстетического наслаждения. Развитие коммуникативных способностей и нравственно – волевых качеств личности ребенка через организацию коллективной трудовой деятельности.
Экологический плакат «Сделаем планету чище». Цель: Помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность, способствовать выполнению посильных «добрых дел». Использование экологических знаний: бережного, заботливого отношения к природе и взаимодействия с родителями.
Акция «Покормите птиц зимой!». Цель: Формировать экологические знания дошкольников о зимующих птицах и ответственное, бережное отношения к ним. Изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на территории детского сада.
Семья Сати Е. поделилась знаниями и опытом выращивания комнатных растений.
Заключение: В результате проведенной работы совместно с родителями дети получили экологические знания, научились ценить и уважать природу, бережно к ней относиться, видеть ее красоту и помогать ей.
Литература:
- Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова «Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования»
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М, 1998.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: Автореф. на соиск. уч. ст. д.п.н., М., 2000.
- Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЭКСМО Пресс, 1996. Т. 3. С. 224.