Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5210 ПРОЕКТ «РЕЧЕВОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Опубликовано 16.05.2019

 

          ПРОЕКТ

«РЕЧЕВОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 

АВТОР ПРОЕКТА: Вощенко Ю.П., воспитатель

ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, творческо-познавательный.

СРОК ДЕЙСТВИЯ: 2018-2019 учебный год

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:  дети, родители, воспитатель,

 музыкальный руководитель, руководство ДОУ.

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: коллективный.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 4-5 лет.

 

Обоснование актуальности и значимости проекта.

Вопрос  полноценного развития речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. 
«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования. Одним из  направлений в нашем дошкольном учреждении является развитие познавательных и речевых способностей детей. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволит: решать вопросы полихудожественного развития дошкольников; расширять границы познания; формировать у детей способность разносторонне и вариативно рассматривать, осознавать и оценивать ситуации, явления окружающей действительности предлагаемые  мультипликацией; расширять границы поиска решений поставленных задач за пределами мультипликационного пространства; активно включать детей в процесс творчества: решать конкретные поставленные творческие задачи, а так же самостоятельно ставить перед собой и раскрывать их на практике;  формировать целостное гармоничное сознание дошкольника, позволяющее ему адекватно воспринимать произведения искусства, явления действительности, формировать эстетические оценки и предпочтения, а так же активизировать свободу творческого проявления; создать особое образовательное пространство: культурное,  патриотическое, интеллектуальное, эстетически и творчески активное, в центре которого - развивающаяся, думающая, мыслящая личность ребёнка. Поэтому проблема познавательного и речевого развития дошкольников через мультипликацию на сегодняшний день имеет особую актуальность.

ПРОБЛЕМА: Уровень познавательного и речевого развития детей средней группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана мультипликационная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать благоприятные условия, способствующие успешному развитию каждого ребенка, реализации творческих способностей, развитию познавательного интереса и связной речи в процессе создания мультипликационного фильма методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в пластилиновой объемной и плоскостной технике. Развивать партнерские отношения с родителями в сфере познавательно-речевой  деятельности детей.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- разработка и внедрение технологии проектной деятельности по созданию мультипликации коллективом детей  среднего дошкольного возраста в процессе реализации разнообразных видов детской деятельности;

- организация функциональных модулей, способствующих наиболее полному раскрытию и развитию индивидуальности ребенка, становлению его личности, приобретению ребенком опыта выбора деятельности, позиции, роли;

- разработка методических рекомендаций для педагогов по проведению новых форм образовательной деятельности с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей детей, их потребностей и интересов;

-повышение качества образовательного процесса и уровня профессиональной компетентности педагогов при использовании технологии  проектной деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;

- познакомить детей с видами мультипликации: рисованная, аппликационная (перекладка, объемная (предметная, кукольная). Формировать умение отражать в речи эмоциональное (зрительное и звуковое) восприятие анимационных фильмов. Воспитывать внимательного зрителя: умение видеть, слышать, сопереживать, восхищаться, радоваться, удивляться. 

- познакомить детей с понятиями «анимация» и «мультипликация», с историей возникновения анимации на примере демонстрации действия оптических игрушек с разделением обязанностей по видам творческой деятельности при создании фильма, творчеством современных аниматоров. Развивать произвольное внимание, любознательность, речевую и творческую активность. Воспитывать уважительное отношение к достижениям российских и зарубежных аниматоров. 

- формировать изобразительные навыки и умения детей при создании образов реального и фантазийного мира, при передаче их строения (формы, пропорций, взаимного расположения частей, характерных признаков, настроения (через цвет, мимику, жесты) ; при размещении их на листе в соответствии с законами перспективы и сюжетом.

- создать у детей представление о значении движения и временного пространства в анимации. Познакомить с техникой конструкции, понятиями: темп и ритм при передаче движения, фазы движения в мультфильме. Формировать умение передавать через пластику и мимику особенности движения и характера различных персонажей, увиденных на экране и созданных самими детьми. Развивать актёрские способности детей. Воспитывать самостоятельное регулирование собственного поведения, уверенности и позитивной установки. 

- познакомить детей с оснащением для съемочного процесса, правилами техники безопасности в процессе съемки, ролью оператора в съемочном процессе, понятием и значением кадрика и кадра, панорамы, планов (крупный, средний и общий) и их смены, наезда и отъезда. Формировать навыки и умения анимационной деятельности в процессе съемки: соотносить себя с воображаемым персонажем, координировать движения рук при перекладывании персонажей и их частей. Воспитывать согласованность действий друг с другом, ответственное отношение к процессу съёмки. 

- создать представление у детей о роли звукового оформления фильма. Формировать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства, передавать интонационно характер и настроение персонажей, умение различать характер музыкальных произведений, изобразительность музыки и связывать ее с анимационным образом. Развивать речевой и музыкальный слух. Воспитывать эмоциональную отзывчивость литературный текст и на музыку. 

- привлечение родителей к активному участию в мультипликационной деятельности, праздниках и развлечениях. 

НОВИЗНА, ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА:

Проектная деятельность по созданию мультипликации позволяет формировать у детей среднего дошкольного возраста положительный взгляд на анимацию с позиции творческого человека, имеющего коллективный опыт создания мультфильмов в процессе реализации разнообразных видов детской деятельности. Работа творческой группы осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, а также в свободной и индивидуальной деятельности воспитанников. Содержание сюжета, образ героев и декораций являются придуманными и созданными участниками творческой группы проекта. Мультфильмы создаются в разных техниках исполнения: пластилиновая анимация, силуэтная анимация, перекладная анимация, а также в одном мультфильме могут использоваться несколько техник. Работа педагога и воспитанников, заключается в разработке технологии развития познавательного и речевого развития детей среднего  дошкольного возраста посредством мультипликации  и   методических рекомендаций по реализации данной темы педагогам ДОУ.

 

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 

  1. Развивать у детей правильную, выразительную речь, познавательный интерес, в процессе создания мультипликации.
  2. Развивать знания об  основных теоретических сведениях о мультипликации.
  3. Освоить этапы и способы создания мультипликационных фильмов.
  4. Уметь  разделять обязанности по видам творческой деятельности при создании фильма (сценарист, художник, аниматор, режиссер, звукорежиссер).
  5. Уметь работать с различными художественными материалами и готовому сценарию.
  6. Изображать персонажи и их место действия в фильме.
  7. Выполнять покадровую съемку для осуществления фильма.
  8. Работать в творческой группе, согласовывая свои действия в разных видах деятельности. 

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.

Создание условий.

Для работы над проектом нужно создать предметно-развивающую среду, способствующую возникновению интереса к мультипликационной деятельности. Образовательная деятельность проводится в светлом, имеющем достаточное освещение помещении, в котором создана удобная для творчества среда, способствующая возникновению атмосферы 3.сотрудничества, сотворчества педагога и ребёнка. Во время конструирования персонажей дети сидят за столами, соответствующими по высоте их возрасту. Педагог имеет доступ к каждому ребенку, что позволяет ему оказать каждому из них своевременную помощь и поддержку, дать совет. Для осуществления анимационной деятельности оборудовано место для съемки: станок с укрепленным на штативе цифровым фотоаппаратом, лампы дневного света для подсветки. В помещении предусмотрено место для двигательной активности детей. 
Для создания фона, героев фильма используется разнообразный конструктор (лего, деревянный, конструктор машин, конструктор на липучках и т.д) 
Съемочный анимационный материал обрабатывается педагогом на ПК с помощью специальных программ. Демонстрация мультипликационных фильмов осуществляется через проектор на экране или на мониторе ПК. Для звукового оформления фильма имеется микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса и подборка музыкальных произведений. 

Работа по подготовке создания мультфильмов проходит  в несколько этапов:

Подготовительный этап делится на протяжении длительного времени. Включает всю работу по развитию речи и познавательного интереса:

-Беседы, практические и исследовательские задания, демонстрация видеоматериалов, иллюстраций, слайдов, репродукций, чтение литературных произведений, слушание музыкальных композиций.

-При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений, для помощи в завершении работы над проектом. Одним из способов обучения является сотворчество ребенка, родителей и педагога в процессе реализации проекта по созданию фильма. При согласовании совместных действий прослеживается стабильная заинтересованность детей и их родителей.

    — сочинение истории по собственному рисунку, поделке;

 

    — коллективное составление истории по заданной теме;

 

    — придумывание истории на основе предметных ассоциаций;

 

    — игровые упражнения «придумай рифму», «добавь слово»

- Упражнения по выразительности, артикуляционного аппарата.

- Просмотр кукольного театра, мультипликационных фильмов, чтение сказок, литературных произведений.

- Подвижные речевые игры с персонажами русских и зарубежных писателей.

- Интеграция с художественно-эстетической областью развития: лепка (пластилин, глина), нетрадиционные формы лепки собственного изготовления (тесто, бумажная масса), восковой, шариковый  пластилин, мягкая масса, нетрадиционные методы рисования (пальцеграфия, монотипия, рисование зубной щеткой, набрызг, кляксография, ниткография).

- Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, создание малых архитектурных форм, постройки из песка.

- Интеграция с коммуникативной областью – рассматривание сюжетных картин, чтение художественной литературы.

- Интеграция с физической областью: подвижные игры, игры малой подвижности, занятия на свежем воздухе.

Подготовительный этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовлением декораций, работой над персонажами. По времени проведения этого этапа рассчитано на неделю. В это время идет подготовка над формированием заинтересованности детей к мультфильмам, выбору понравившихся персонажей. На данном этапе проводятся игры с конструированием, постройками малых архитектурных форм, игры с различными видами лепки, лепка любимого персонажа, игры на познавательный интерес. Это позволит наиболее тщательнее выбрать в дальнейшем героя созданного мультфильма. Далее предлагается попробовать себя в роли определенного персонажа.

Основной этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению работы над созданием мультфильма. Создать условия для знакомства детей с мультипликацией (историей ее возникновения, профессиями в данной области: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор;

Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью будущего персонажа:

 Продолжать формировать практические навыки детей (создание декораций, героев мультфильма, фотографирование, соблюдая правила); помочь в составлении рассказа каждого ребенка- участника проекта;

 Способствовать формированию у детей желания общаться со старшими и сверстниками, осмыслять и отображать свои переживания, учитывать действия товарищей по команде. Уметь  выстраивать свое высказывание о событиях, явлениях, отвечать на вопросы.  Уметь пересказывать небольшие литературные произведения, составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке.

Заключительный этап посвящен съемке и показу  самого мультфильма. Оформление группы к показу мультфильма. Проведение консультаций для родителей. Проведение самого мероприятия.

Аналитический этап подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде презентации, фотовыставка дляродителей, презентация опыта коллегам.

Координация деятельности участников проекта

Воспитатель:

Планирует познавательно- речевую и игровую деятельность детей. Разрабатывает систему занятий, игр, упражнений.

Отбирает методы и приемы работы с детьми, отвечающие их возрастным особенностям.

Подбирает музыкальный материал, способствующий возникновению музыкально-ритмических связей.

Подбирает материал для будущего мультфильма.

Совместно с муз. работником и родителями разрабатывает сюжет будущего мультфильма.

Родители: Принимают активное участие в реализации проекта: помогают педагогу создавать предметно-развивающую среду, принимают участие в открытых занятиях и праздниках.

Руководство ДОУ:

Оказывает помощь в оснащении мультипликации: помощь в приобретении разных уголков для реализации съемок мультипликации.

 

 

 

 

п/п

Срок

Содержание мероприятий и основных работ

1.

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

1.Выбор темы проекта, совместное обсуждение и выдвижение гипотезы.

2. Оформление «Модели трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как можно это узнать?

3. Создание «Копилки детских вопросов» и оформление  интервью «Дети говорят» на тему: «Я люблю смотреть мультфильмы, потому что….»

4.Подборка художественной литературы для чтения и самостоятельного рассматривания  по мотивам, которой созданы мультфильмы.

5. Оформление коллажа детских работ «Мой любимый мультфильм»

6. Подготовка необходимых материалов и оборудования для реализации проекта с привлечением родителей.

 

7. Анкетирование родителей на тему: «Какие мультфильмы смотрят дети дома?»

8. С помощью родителей создание коллекции советских и российских мультфильмов для дальнейшего просмотра.

9. Организация выставки творческих работ детей и родителей на тему «Мой любимый мультгерой»

2.

Октябрь –

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

1.Создание развивающей среды для организации «съемочных павильонов»: литературно – риторического, познавательно – исследовательского, художественно – творческого, интеллектуально – развивающего режиссерско – игрового.

2.Знакомство детей с историей возникновения мультипликации: просмотр презентации  «Кто и как изобрели первый мультфильм»

3. Знакомство с разными видами мультфильмов: пластилиновые, кукольные, рисованные и компьютерные. Просмотр мультфильмов: "Пластилиновая ворона», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Малыш и Карлсон». Обсуждение просмотренных мультфильмов.

4. Игры со зрительными иллюзиями «Черное и белое», «Волшебные круги», «Прямые линии»

5.Беседа «Мой любимый мультфильм»

6. Сюжетно ролевая игра «Телевидение»

7. Просмотр мультфильмов «Зима в Простоквашино», «Зимняя сказка», «Дед Мороз и лето», «Снеговик Почтовик»

8. Игровые ситуации по мотивам просмотренных мультфильмов.

9. Дидактические игры и упражнения: «Угадай героя», «Найди тень», «Собери картинку», «Пазлы» по мотивам мультфильмов.

 

10.Творческая деятельность: создание атрибутов для организации сюжетно - ролевой игры и игровых ситуаций

11.  Чтение художественной литературы «Подарок для самого маленького», «Мешок яблок», дидактическая игра «Короткие истории»

13. Просмотр видео представителя кабельного телевидения познакомить детей с оборудованием и инструментами, с помощью которых снимаются фильмы мультфильмы, и рассказал о работе телевидения.

14. Консультация для родителей «Просмотр мультфильмов: вредно это или полезно?»

3

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

1. Беседа на тему: «Профессии людей, работающих над созданием мультфильмов», «Волшебники мультипликации»

2. Этические беседы «Что такое дружба?», «Друг всегда поможет»

3. Игровая деятельность  «Создаем разные звуки для озвучивания мультфильма», «Секреты кинопленки»

4. Сюжетно ролевая игра «Мультипликаторы»

5. Игровая ситуация «Интервью на мультипликационной студии»

6. Дидактические игры и упражнения : «Лабиринты», «Соедини героев», «Домик эмоций», «Лото: герои сказок», «Пазлы», «Четвертый лишний», развивающие игры «Сложи узор», «Математический планшет»

7. Игры детей в уголке

Книги : «Составь слово», «Эрудит», «Продолжи историю», «Придумай концовку», «Загадки и отгадки», «Что сначала, что потом», «Угадай по описанию»

  1. Составление сюжетов историй с помощью созданных фигурок .

 

9. Прослушивание песен и музыки из любимых мультфильмов

10. Совместный с родителями тематический досуг «Угадай мелодию»

4

Январь-февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

1.Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Добрые и злые герои в мультфильмах»

2. Просмотр мультфильмов «Кот Леопольд», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», обсуждение поступков и характеров героев

3. Составление графического плана мультфильма.

4. Знакомство детей с необходимым оборудованием для съемок мультфильма своими руками.

5. Съемка сюжета мультфильма – рисунка «Человечек»

6. Сюжетно ролевая игра «Мы – режиссеры»

7. Создание коллекции игрушек «Герои мультфильмов»

8. Подвижные игры «Хитрая лиса», «Веселые ребята», пальчиковая гимнастика «Апельсин»

9. Психологический этюд «Горе Золушки», «Изобрази героя мультфильма», «Настроение гномов»

10. Викторина «Знатоки мультфильмов» с использованием презентации.

 

11. Сочинение истории, которая ляжет в основу создания собственного мультфильма, обсуждение названия мультфильма.

 

12.Знакомство детей с технологией создания мультфильма  

13. Создание книжки – самоделки совместно с родителями «Придуманные истории»

 

5

Март - апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

  1. Работа над созданием персонажей и декораций мультфильма: лепка героев, создание ширмы и фона, названия титров мультфильма.

 

2.Придумывание сопровождающих шумов и озвучивание действий героев мультфильма.

3.Покадровая съемка мультфильма с помощью фотоаппарата.

4. Монтаж и озвучивание снятого материала на компьютере с помощью пробной версии программы видеоредактора  Movavi Video Editor 12 (мультфильм)

5. Мастер класс для родителей «Технологии создания мультфильмов: мультфильм – рисунок, пластилиновый мультфильм, мультфильм – оригами, мультфильм – аппликация, предметная анимация, сыпучая анимация»

 

 

 

6. Итоговый тематический досуг совместно родителями «Путешествие в страну мультфильмов»

7. Презентация фильма, сделанного ребятами группы, обработанного с помощью компьютерной программывидеоредактора Windows Movie Maker. Показ родителям и ребятам из других групп.