Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 комбинированного вида»
Обобщение опыта работы по теме:
«Формирование нравственных отношений у воспитанников в процессе экологического воспитания»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Воспитатель:
Гришина Марина Валерьевна
Высшая квалификационная категория
Стаж работы: 16 лет
Образование: высшее
Мончегорск, 2019 год
Содержание
Введение………………………………………………………………...……3
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……..…..8
1.1 Содержание, методы нравственного воспитания……………………...8
1.2 Условия, способствующие формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………10
1.3. Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств………………………………………….12
Глава II. Реализация программы экологического воспитания по формированию нравственных качеств у дошкольника……….………….17
2.1 Характеристика группы испытуемых. Констатирующий этап……...17
2.2 Формирование нравственных качеств в процессе экологического воспитания………………………………………………………………………..18
2.3 Интерпритация результатов исследования…………………………...20
Заключение……………………………………………………...…………21
Список использованной литературы……………….………………….22
Приложение………………...………………………………………………23
«Формирование нравственных отношений у воспитанников в процессе экологического воспитания»
Введение.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
А.В. Смирнова
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Моя задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» – животным, относиться к другому, как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Мой опыт работы показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
В последнее время очень остро стоит вопрос экологии. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.
Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды (Указ от 10.08.2012г №1157). В течение всего 2013 года было проведено множество мероприятий, направленных на консолидацию и вовлечение широких кругов населения по решению вопросов окружающей среды и экологической культуры.
Сегодня ребенок получает экологические знания, в основном, из двух источников: из СМИ и в детском саду. Но этого недостаточно, чтобы понять природу, любить и ценить её. Любовь к природе не приходит сама собой. В ходе многих своих наблюдений я заметила, что дети старшего дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, а в других случаях их поведение безразличное и нередко отрицательное.
ФГОС определяет целевые ориентиры, как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.
Главной целью моей работы по этому направлению стало создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.
В своей работе я опиралась на программу С.Н. Николаевой «Юный эколог»,направленную на становление начал экологической культуры и экологического сознания. В программе представлено семь разделов и рекомендации к распределению материала по возрастам, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, учитывала следующие принципы содержания: научность, доступность, системность, целостность, регионализм, преемственность и интеграцию.
Проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать нравственные качества ребенка, именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Формирование нравственных качеств неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения дошкольников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственные качества в широком смысле в целях формирования у дошкольников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.
Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Поэтому проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Так, объект исследования дети дошкольного возраста.
Предметом исследования являются нравственные качества дошкольника.
Главной целью моей работы по этому направлению стало создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.
Цель может быть достигнута при решении следующих задач исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств дошкольников и раскрыть понятия «нравственное воспитание», «нравственное развитие», «нравственные качества», «экологическое воспитание».
- Изучить психолого-педагогические особенности развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести экспериментально-исследовательскую работу по формированию нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.
- Поощрять и стимулировать желание воспитанников проявлять нравственные качества.
- Дать методические рекомендации педагогам и родителям.
В основу данного исследования была положена гипотеза о том, что эффективность формирования нравственных качеств дошкольника может быть обеспечена, если будут созданы соответствующие педагогические условия.
Работа по данной теме проводилась поэтапно:
- · Организационный – составление плана работы, подготовка развивающей среды, изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования.
- · Основной – проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем, консультативно-педагогическая работа с педагогами и родителями: консультации, анкетирование, беседы, собрания.
- Заключительный – систематизация и обобщение результата, формулировка выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования.
В процессе работы, в зависимости от этапа, использовались следующие методы:
- теоретический: изучение литературы по заявленной проблеме;
- практический: непосредственные действия воспитанников, контакт с предметами, играми, наблюдение.
При организации познавательной и практической деятельности я использовала наглядные методы, которые способствовали развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который я использовала чаще всего были сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения давали ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи. Например, сравнение строения березы и одуванчика, или внешнего вида вороны и воробья; планеты и звезды и т. д. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной, чувственной основы. Наиболее яркие наблюдения проводились в живом уголке, на экскурсиях.
Образовательно - воспитательный процесс по формированию нравственных качеств выстраивала с учётом следующих принципов:
ü Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
ü Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
ü Целостность - формирование у дошкольников целостного представления об экологии.
ü Системность - этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка об экологии в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
ü Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Хочется остановиться на одном принципе – научность. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», так как уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать достоверную информацию. Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе, но зачастую, знания черпают из рекламы, мультфильмов, а они бывают неверными. Многие дети считают, что крот любит клубнику, еж питается яблоками, грибами и т.д. Ложных представлений у детей предостаточно: паук и червяк – это насекомые; грибы – это растения; белые медведи и пингвины живут в Арктике и т. д. Итак, неверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире.
Для формирования нравственных качеств у дошкольников использовала следующие инновационные методы и приемы:
- методы формирования сознания: беседа, рассказ, внушение;
- методы организации деятельности и формирование опыта поведения: воспитывающие ситуации, общественное мнение, приучение, упражнения;
- методы стимулирования и мотивации поведения: одобрение или осуждение поступков, создание ситуации успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка.
Новизна работы заключатся в том, что разработана и апробирована на практике система образовательной деятельности по формированию нравственных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания. В современном постоянно изменяющемся мире педагогическая наука и образование не стоят на месте. Образовательный процесс должен быть ориентирован не только на усвоение воспитанниками определенной суммой знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Поэтому, я считаю, что данная тема, никогда не устаревает. Каждый педагог ее заново открывает и переосмысливает, начиная работать с новыми воспитанниками.
Технологичность.
Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.
Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной диагностики, а практический материал, представленный в разделе «Приложение» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
1.1 Содержание, методы нравственного воспитания.
Проблеме нравственного развития и воспитания посвящены многочисленные труды зарубежных и отечественных исследователей Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, СВ. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г. Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и другие.
Нравственное воспитание представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное воздействие на человека, в частности, на ребенка дошкольного возраста. Это и формирование основ моральных качеств растущего человека, и успешное представление педагогом понятий, на основе которых ребенок совершит поступки, соответствующие нормам и интересам общества, и зарождение глубоких нравственных чувств, и накопление ребенком положительного опыта в поведении с окружающими, и его личное отношение ко всем сферам общественной, духовной и практической жизни на земле.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).
Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.
Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности нравственных чувств во многом зависит поведение человека.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф..
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств - гуманизм, коллективизм, патриотизм.
Нравственное качество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).
Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.
Воспитание личности, понимаемое как формирование определенных нравственных (моральных) качеств, - сложный процесс.
Нравственные качества – это комплексные образования, в которых в едином сплаве присутствуют и представления о нормах морали, и отношения к ним, и внутренняя потребность поступать в соответствии с ними.
На формирование нравственных качеств большое значение оказывает то, какие методы мы используем - способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и нормами общества.
Рассматривая разные методы нравственного воспитания, мы можем определить способы достижения цели, то есть способы формирования нравственных качеств дошкольников.
Метод - регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, житейского характера.
Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
Методика нравственного воспитания – совокупность методов и средств воспитания нравственных качеств, понятий и представлений, моральных суждений.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания: Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике.
Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
- методы формирования нравственного поведения: поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.
Во время образовательной деятельности, в других режимных моментах главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения.
Зарождение высоконравственного поведения ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из его слова, действия, бездействия, из его отношения к действиям и словам других. Все эти слова, действия и поступки предвидеть невозможно, но есть поступки и отношения, в которых ребенок должен быть тверд: что можно, что нельзя, как нужно поступать.
Учет этих научно обоснованных принципов, в педагогической работе по формированию нравственных качеств, требует от педагога ещё и установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы среди родителей.
Таким образом, нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений. Поэтому нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении направлено на формирование у них прочных нравственных качеств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности.
1.2 Условия, способствующие формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Формирование нравственных качеств человека – сложный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные качества, представления, понятия и поведение гражданина общества.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.
Средствами формирования нравственных качеств являются:
1. Художественные средства - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.
Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.
2. Природа (С.Н.Николаева).
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
3. Собственная деятельность детей - игра, труд, учение, общение.
Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция воспитания нравственных качеств.
4. Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.
Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.
5. Окружающая ребенка обстановка. Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.
Условие воспитания нравственных качеств дошкольников:
- высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.
Воспитание таких достаточно высоких нравственных качеств, влияющих на формирование в дальнейшем сложных черт личности растущего человека, на формирование его истинных представлений о явлениях жизни, о событиях общественной значимости, о судьбах страны и людей, начинается с воспитания в раннем или младшем дошкольном возрасте простых нравственных привычек. Так закладываются начала доброжелательности, предотвращается возможность возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам, окружающим взрослым.
Такие нравственные качества как чувства доброты, заботливости, участия, сопереживания, ощущения самой жизни как чуда, воспитываются с раннего возраста в основном в играх и жизненных ситуациях. Игровые интересы в ходе игры вызывают проявление перечисленных нравственных качеств и их последующее расширение. В детских играх дети не только налаживают контакты со сверстниками, приобретают организаторские способности, дружеские отношения и учатся коллективизму, что является важным для совместной деятельности и отношений в условиях детского дошкольного учреждения, но, играя в подобные сюжетно-ролевые игры, выполняя определенные роли, они обретают и сильные чувства, начинают понимать их значимость для себя лично. Постепенно приходит осознание того, что смелость и мужество потребуется в жизни, чтобы быть стойким перед невзгодами и в бедствии, а честность и справедливость, чтобы быть нужным и значимым для людей.
Формирование нравственных качеств (их развитие, изменение, совершенствование) – это серьезная работа, основанная не только на желаниях, определенных усилиях и заботе взрослых, это, прежде всего, педагогическая работа, требующая времени, знания научных принципов, различных форм и методов воздействия и, разумеется, педагогического мастерства.