Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4776 Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО.

Опубликовано 24.01.2019

Кокорина Ирина Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Кургана «Детский № 76 «Подсолнушек»
Курганская область, город Курган
Должность: воспитатель


Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО.

 

 

В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольной образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи детский сад выступает фасилитатором развития не только ребёнка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в детском саду. 
Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.


Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности.

Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертом, он не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.

Фасилитация как условие - обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.

Фасилитация как результат - зона потенциального развития человека при условии взаимного развития взаимодействующих личностей ( например, педагога и ребенка); устранение педагогом ограничений, препятствующих творческим проявлениям ребенка или взрослого, помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права ребенка на ошибку и предоставление ему свободы выбора и действий.

Фасилитация как процесс - развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновление , актуализация, поддержка, инициация.

Фасилитация как продукт - накопительный эффект совместной деятельности и общения, видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.
Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.
Цель проведения родительских собраний с использованием технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей. В процессе такого метода создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной позиции родителей для формирования общительных способностей.

 В основе этого метода лежит:
- креативность; 
- умение ориентироваться в информационном пространстве; 
- умение самостоятельно конструировать свои знания.
С точки зрения результата – это помощь группе в том, чтобы стать лучше, а именно: 
• повысить качество решений; 
• повысить ответственность в отношении принимаемых решений; 
• значительно сократить время реализации решений; 
• улучшить отношения в группе; 
• усилить личную удовлетворенность участников группы; 
• способствовать организационному обучению. 

 

 

                        Виды и типы родительских собраний.

Одной из самых популярных форм работы с родителями являются родительские собрания.

Собрания делятся на следующие группы:                                                                         Общие собрания для родителей: на повестке дня вопросы, связанные с ремонтом ДОО, со сменой руководства, изменением режима работы или статуса учреждения, обсуждением устава учреждения.

Групповые собрания (для родителей одной возрастной группы): на повестке дня вопросы, связанные с педагогическими и психологическими проблемами воспитания детей в данной возрастной группе, текущие вопросы организационного характера.

Микрогрупповые собрания :  рассмотрение конкретного вопроса, проблемы, аспекта в работе с детьми.

Собрания-прецеденты (прецедент-это случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода). На эти собрания целесообразно приглашать родителей, детей из старших групп, которым тоже полезно вспомнить, какие проблемы решались ими несколько лет назад и поделиться своим опытом.

Заочные родительские собрания. Такие собрания, как правило, с целью решения текущих организационных вопросов.

Для активизации позиции родителей, для вовлечения их в жизнь дошкольного образовательного учреждения, стоит начать с улучшения качества проводимых родительских собраний. С этой целью наиболее оптимально использовать интерактивные методы при организации родительских собраний. Интерактивный - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем либо.

Выделим некоторые из интерактивных методов организации родительских собраний.

«Большой круг». Родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему. В течение определенного времени каждый участник индивидуально на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Затем  по кругу каждый (без критики) зачитывает свои предложения. По ходу проводится голосование по каждому пункту. Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно  быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие.

« Аквариум»- это разновидность дискуссии. При ее реализации происходит осознание противоречий, связанных с обсуждаемой проблемой, а также осмысление различных подходов к ее решению и выявление наиболее конструктивного варианта. Участники родительского собрания делятся на две команды. Первая из них занимается решением какой либо проблемы. Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями первой и записывает свои замечания. По окончанию выполнения задания проводится обсуждение, а затем члены двух команд меняются ролями. Что дает этот прием родителям? Возможность увидеть родителей группы со стороны, увидеть , как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как аргументируют свою мысль и т.д.

«Круглый стол». Круглый стол проводят для того, чтобы дать возможность родителям послушать выступления нескольких экспертов по определенной теме, а также обсудить проблемные вопросы и выслушать личные точки зрения участников мероприятия.

«Вечера вопросов и ответов» -за месяц до намеченного срока проведения мероприятия педагог собирает родителей и предлагает им подумать, какие вопросы образования, воспитания и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до мероприятия классифицируются по проблемам. Педагоги решают, на какие вопросы они смогут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться имеющимся опытом самим родителям.

«Деловая игра» -эффективна в том случае, если родители имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре.  Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой родители получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации ,  беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

« Мозговая атака (мозговой штурм)» -возможна при условии, когда родители имеют достаточно знаний по проблеме. Это один из методических приемов, способствующих развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать для принятия решений по определенной проблеме. Запрещается критика идей, их оценка.

«Семинар-общение». Для этой формы работы необходимо заранее продумать перечень вопросов. Этот перечень вопросов целесообразно связать с темой родительского собрания, возможно, с профессиональной деятельностью родителей,  их возрастными особенностями, можно учесть и другие факторы. Все зависит от намеченной цели. Вопросов должно быть не более 7-10. В такой ситуации никто не боится отвечать, мнение каждого находит отражение. Это особенно важно на родительских собраниях.  Когда многие родители испытывают чувство неуверенности или неловкости.

« Тренинг» При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Основные принципы использования элементов тренинга на родительском собрании: доверительное и откровенное общение, открытость, непосредственность.

Схемы проведения родительского собрания:

-Куда мы направляемся?

-К чему мы идем?

-Каковы наши цели?

-Куда  мы хотим прийти?

-Что хотим получить в результате?

-Что является главным?

Традиционные формы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам постепенно утрачивают своё значение из-за малой эффективности, из-за недостаточной обратной связи.
Всё шире нами используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс воспитания, развития и познания собственного ребёнка. Активные методы с использованием технологии фасилитации вызывают у родителей стремление разобраться в сложных вопросах воспитания детей.
Разнообразие используемых взаимодействий с родителями, позволяет воспитателю значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей в решении воспитательных задач, выстроить открытый диалог с родителями, решать педагогические ситуации на наглядных примерах. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дают положительные результаты. Многие родители стали  активными участниками всех дел, осознавая, что это нужно не потому, что хочет педагог, а потому, что это важно для развития их собственных 
детей. 
Таким образом, родительские собрания являются наиболее традиционной и распространённой формой взаимодействия с родителями в ДОУ. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования педагог подбирает такую форму проведения родительского собрания, при которой родители становятся активными участниками его проведения, что позволяет сделать выводы о применении технологии фасилитации.
Технологии фасилитации разнообразны, предполагают использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, элементов «Мировое кафе», и других. Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими, как деловые игры и другими.
1. « Мировое кафе», позволяющее  собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.
2. «Поиск будущего» связан с формированием общей основы для предстоящего сотрудничества, выработкой общей картины будущего.
3. Конференция «Поиск» обусловлена необходимостью активной адаптации системы (дошкольного образования в конкретной организации) на основе поиска вариантов развития ее участников (педагогов и родителей) через достижение совместного видения решения конкретной проблемы.
4. Технология открытого пространства позволяет решить реальную проблему в ситуации «здесь и теперь» на основе слаженного действия группы в условиях ограниченных ресурсов и сложности вопроса.
5. Динамическая фасилитация используется для решения проблем в условиях, когда группа сталкивается  со сложной ситуацией и нет однозначного решения для снятия напряженности или разрешения конфликта.
6. Саммит позитивных перемен используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения картины будущего и общих ценностей совместной работы.
7. Выход за рамки позволяет расширить межфункциональные или межуровневые группы руководителей, сотрудников, специалистов, родителей, когда они обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на «городском собрании» (общее родительское собрание).
Таким образом, современное образование вносит новые формы взаимодействия с родителями. Необходимость организации активного взаимодействия педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи родителям, сколько заботой об индивидуальном развитии ребёнка.